Спонсорская помощь или пожертвование — нужна ли процедура закупки?
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Детскому саду физическими лицами для закупки спортивного инвентаря предоставлена спонсорская помощь в следующих размерах: первое физическое лицо — 1000 руб., второе физическое лицо — 500 руб., третье физическое лицо — 800 руб. Необходимо ли проводить процедуру закупки?


Проведение или непроведение процедуры закупки в описанном случае зависит от суммы сделки (сделок) (договора или договоров) по приобретению спортивного инвентаря и источника их финансирования.

В настоящее время приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, а также государственными организациями и хозяйственными обществами, более 25 % акций (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, за счет иных средств регламентируется соответственно законодательством о государственных закупках, закупках за счет собственных средств.

При этом под закупками за счет собственных средств в силу подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 229) понимаются закупки, за исключением государственных закупок, товаров (работ, услуг).

Справочно: нормы постановления № 229 действуют в отношении организаций республиканской формы собственности. В отношении же организаций коммунальной формы собственности требования к порядку закупок за счет собственных средств определены решениями соответствующих Советов депутатов (областных, районных). При этом анализ принятых решений показывает, что в них предусмотрены подходы к закупкам за счет собственных средств, аналогичные предусмотренным постановлением № 229.

К государственной закупке, в свою очередь, относятся приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 419-З).

Таким образом, учреждению образования следует выбрать один из следующих вариантов действий:

1. Провести процедуру государственной закупки согласно Закону № 419-З, если спортивный инвентарь приобретается за счет средств, полученных от физических лиц, с дополнительным софинансированием за счет средств бюджета.

В этом случае вид процедуры (из числа предусмотренных ст. 18 Закона № 419-З) будет определяться в зависимости от ориентировочной стоимости годовой потребности в соответствующих однородных товарах, отраженной в годовом плане государственных закупок.

2. Руководствоваться своим локальным правовым актом, содержащим порядок закупок за счет собственных средств, если спортивный инвентарь приобретается лишь за счет средств, полученных от физических лиц, либо этих средств и иных (внебюджетных) средств, но без дополнительного софинансирования такого приобретения за счет средств бюджета.

Справочно: согласно подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 организация, осуществляющая закупки за счет собственных средств, должна утвердить порядок их осуществления в локальном правовом акте. В этом акте должны быть определены виды конкурентных процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств.

В этом случае необходимость проведения процедуры закупки, в т. ч. ее вид, определяются согласно утвержденному в учреждении образования порядку закупок за счет собственных средств. При этом отметим, что согласно п. 9 приложения 1 к постановлению № 229 требования этого постановления (за исключением подп. 2.19 п. 2) не распространяются на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке на дату принятия учреждением образования решения о проведении закупки.

Следовательно, при наличии аналогичной нормы в решении районного Совета депутатов приобретение учреждением образования спортивного инвентаря лишь на сумму денежных средств, полученных от граждан в общем размере 2 300 руб­лей, не требует проведения ­какой-либо процедуры закупки (если иное не предусмотрено самим учреждением образования в своем порядке закупок за счет собственных средств).

Также следует обратить внимание на то, что предоставление денежных средств безвозмездно учреждению образования называется спонсорской помощью, если идет речь о спонсоре — индивидуальном предпринимателе либо юридическом лице (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» с последующими изменениями и дополнениями, ст. 137 Кодекса об образовании).

Если же денежные средства предоставляются физическим лицом, не выступающим при этом в качестве индивидуального предпринимателя, то такое предоставление денежных средств (родительская помощь или взносы в попечительский совет), по нашему мнению, носит характер дарения либо его разновидности — пожертвования.


1123 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 41
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок