Кто относится к числу обязанных лиц?
С учетом положений ч. 1 п. 8 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет № 18) обязанность возместить расходы по содержанию детей возникает у родителей в случае:
- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- лишения их родительских прав;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
- отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Справочно: отнесение к числу обязанных лиц подтверждается отметкой об обязанности возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, проставленной в паспорте, виде на жительство.
При этом расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с ч. 3 ст. 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (ч. 2 п. 8 Декрета № 18).
Справочно: перечень заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2010 № 36.
Обязанными лицами являются как работающие и добровольно возмещающие расходы по содержанию детей граждане, так и неработающие.
Справочно: неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству по судебному постановлению о трудоустройстве (ч. 1 п. 13 Декрета № 18).
Таким образом, можно выделить следующие категории работников, являющихся обязанными лицами:
- которые приобрели статус обязанного лица в процессе трудовой деятельности и добровольно возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей;
- которые приобрели статус обязанного лица до трудоустройства к конкретному нанимателю, а затем самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы;
- являющиеся обязанными лицами, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению.
В каком порядке определяется организация, в которую будет трудоустроено обязанное лицо?
С учетом положений чч. 1–2 п. 14 Декрета № 18 судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица (в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, — по последнему известному месту жительства) и подлежит немедленному исполнению.
Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.
Справочно: обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено без получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.
Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.
Обязанные лица могут быть трудоустроены в организацию, включенную в перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц, определенный областными, а также Минским городским исполнительным комитетом совместно с Минским областным исполнительным комитетом.
Справочно: организации, перечисленные в перечне, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям (ч. 11 п. 14 Декрета № 18).
В чем заключаются особенности приема на работу обязанных лиц?
Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите.
В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации.
Справочно: не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения работы (чч. 3–6 п. 14 Декрета № 18).
Допустимо ли установить обязанным лицам предварительное испытание?
Согласно п. 14 Декрета № 18 трудовые отношения с обязанными лицами могут быть прекращены:
- после освобождения их от уплаты расходов по содержанию детей по решению суда;
- после полного возмещения расходов по содержанию детей;
- после самостоятельного трудоустройства обязанных лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.
С учетом положений ч. 1 ст. 29 ТК при заключении трудового договора с предварительным испытанием работник вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием как до истечения срока предварительного испытания (предупредив об этом нанимателя письменно за три дня), так и в день истечения его срока.
Аналогичная ситуация может возникнуть в случае заключения с работником, являющимся обязанным лицом, контракта. Контракт может быть прекращен по инициативе работника по истечению срока его действия.
Таким образом, как установление предварительного испытания при приеме на работу обязанных лиц, так и заключение с ними контракта будет противоречить требованиям, определенным Декретом № 18, в части прекращения трудовых отношений с такими работниками.
Ввиду того, что при приеме на работу обязанных лиц определить конкретную продолжительность трудовых отношений с ними не представляется возможным, с работниками указанной категории следует заключать бессрочный трудовой договор. При этом включение в него условия об установлении предварительного испытания не допускается.
Какие социальные гарантии предоставляются обязанным лицам?
Согласно ч. 7 п. 14 Декрета № 18 на работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению, распространяются законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих). Указанное означает, что обязанное лицо, имеющее высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, при отсутствии у нанимателя подходящих вакансий может быть принято на работу, предполагающую осуществление неквалифицированного труда (например, грузчик, уборщик производственных помещений).
С учетом положений ч. 8 п. 14 Декрета № 18 работники, относящихся к числу обязанных лиц, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются.
Справочно: если работник, являющийся обязанным лицом, добровольно возмещает расходы по содержанию детей, продолжительность его трудового отпуска определяется согласно ч. 1 ст. 155 ТК (продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней).
Продолжительность трудового отпуска сотрудника на протяжении рабочего года может изменяться. Например, если в течение рабочего года после полного возмещения расходов по содержанию детей он утратит статус обязанного лица, количество дней положенного ему трудового отпуска увеличится с 7 календарных дней до 24. Итоговая продолжительность отпуска работника в подобном случае осуществляется пропорционально отработанному времени. Порядок такого расчета закреплен ст. 177 ТК.
По каким основаниям допустимо прекращение трудовых отношений с обязанными лицами?
По общему правилу, закрепленному в ч. 13 п. 14 Декрета № 18, наниматель не вправе осуществить увольнение обязанного лица до полного возмещения последним расходов по содержанию детей.
Исключением из указанного правила являются случаи прекращения трудовых отношений по причине:
- ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
- несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
- совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;
- призыва работника на военную службу, направления на альтернативную службу;
- восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, или судебного постановления о трудоустройстве работника, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- смерти работника, признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, смерти нанимателя — физического лица;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;
- направления работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий.
Отдельное основание прекращения трудовых отношений с обязанными лицами предусмотрено ч. 15 п. 14 Декрета № 18. Увольнение такого работника допустимо также в случае его самостоятельного трудоустройства на новое место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.
Если обязанное лицо самостоятельно найдет место работы с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы, наниматель при наличии письма от другого нанимателя вправе по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите уволить обязанное лицо для дальнейшей работы у этого нанимателя. Прекращение трудовых отношений с обязанным лицом в таком случае следует осуществлять по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК.
Справочно: работники, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины могут быть переведены нанимателем с согласия органа по труду, занятости и социальной защите на другую работу (ч. 3 ст. 30 ТК).
Какие действия предпринять, если обязанным лицом совершен прогул?
По общему правилу прогул (в т. ч. отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин является дисциплинарным проступком, за совершение которого работника допустимо привлечь к дисциплинарной ответственности, в т. ч. уволить. Однако наниматель, у которого работает обязанное лицо, не вправе уволить его в случае прогула, поскольку увольнение по данному основанию не входит в перечень допустимых оснований прекращения трудовых отношений с обязанными лицами, установленный Декретом № 18. То есть за совершение прогула к такому работнику допустимо применить лишь замечание, выговор либо лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев (ч. 1 ст. 198 ТК).
При этом наниматель как лицо, ответственное за ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее, в день отсутствия такого сотрудника на рабочем месте должен проинформировать об этом соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел. Кроме того, на него возлагается обязанность установить причины неявки работника и принять меры по обеспечению явки на работу обязанного лица.
Если неявка на работу обязанного лица не обусловлена какими-либо уважительными причинами, наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите должны обратиться в орган внутренних дел с просьбой о содействии в доставке такого лица на работу. В дальнейшем органом внутренних дел указанному работнику будет вынесено официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечена его явка (доставка в случае обнаружения этого лица по результатам розыска).