Неисполнение требования должностного лица: дополнительное основание прекращения трудового договора

Неисполнение требования должностного лица: дополнительное основание прекращения трудового договора

С 28.01.2020 ст. 47 ТК была дополнена новым основанием для увольнения работников (п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК). Данное основание предусматривает расторжение трудового договора с некоторыми категориями работников в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения должностным лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны либо непринятия мер по устранению указанных в них нарушений.

Рассмотрим более подробно алгоритм увольнения работников по данному основанию применительно к должностным лицам учреждения дошкольного образования, которые в силу должностных обязанностей фактически могут являться лицами, ответственными за выполнение тех или иных требований контролирующих (надзорных) органов.

Самосейко Владимир

юрист, магистр права

1145 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Расторжение трудового договора по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК допускается в случаях:

1. Неисполнения, ненадлежащего исполнения или несвоевременного исполнения должностным лицом нанимателя:

  • выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор);
  • предписания органа государственной безопасности;
  • представления органа государственной охраны;

2. Непринятия мер по устранению нарушений, указанных в требовании (предписании, представлении).

Осуществление государственного контроля (надзора)

Государственный контроль (надзор) осуществляется в форме выборочных и внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

Справочно: перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом № 510.

Согласно п. 59 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение), по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки.

После составления акта проверки в случае необходимости устранения нарушений, указанных в этом акте, проверяемому субъекту направляется требование (предписание) либо решение по акту проверки.

Справочно: решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта предписания субъект в сроки, установленные в данном предписании, сообщает органу, проводившему эту проверку, с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (ч. 6 п. 73 Положения).

Алгоритм действий при увольнении работника по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК

Шаг 1. Составьте документы, фиксирующие факт неисполнения, ненадлежащего исполнения или несвоевременного исполнения должностным лицом нанимателя требований

Документами, подтверждающими факт неисполнения, ненадлежащего исполнения или несвоевременного исполнения должностным лицом нанимателя требований (предписаний, представлений), а также непринятия мер по их устранению, могут быть докладные (служебные) записки должностных лиц, обнаруживших факт непринятия мер.

В качестве примера можно рассмотреть докладную записку на имя начальника управления образования исполкома о непринятии мер по результатам проверки учреждения дошкольного образования.

Пример формулировки докладной записки

О непринятии мер по устранению выявленных нарушений

Довожу до вашего сведения, что заведующий ГУО «Детский сад № 1» Савицкая Елена Игоревна по состоянию на 02.03.2020 не приняла меры по устранению нарушений, выявленных при проверке должностным лицом государственного учреждения «Зональный центр гигиены и эпидемиологии» и изложенных в требовании об устранении нарушений от 28.01.2020 № 4. Срок для устранения нарушений — до 27.02.2020.

Шаг 2. Проведите проверку допущенных должностным лицом нанимателя нарушений

Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК признается дискредитирующим обстоятельством (подп. 6.14 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5)). Поэтому до увольнения наниматель обязан провести проверку допущенных должностным лицом нанимателя нарушений (п. 7 Декрета № 5). Для проведения проверки нанимателем посредством издания приказа (распоряжения) может быть создана специальная комиссия или назначено ответственное лицо. Результаты проверки должны быть оформлены актом (служебной запиской).

Шаг 3. Затребуйте письменное объяснение работника

Увольнение по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК относится к мерам дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК). Соответственно, наниматель должен соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 199 ТК.

Согласно ч. 1 ст. 199 ТК до применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Форма такого требования законодательством не предусмотрена. Оно может быть оформлено как требование в устной или в письменной форме (например, в виде уведомления).

Шаг 4. Получите письменное объяснение или зафиксируйте отказ работника от дачи объяснений

Исходя из ч. 1 ст. 199 ТК, объяснение причин совершения нарушения (дисциплинарного проступка) работник излагает в объяснительной записке. Необходимо отметить, что рекомендательная форма такой записки содержится в Унифицированной системе организационно-­распорядительной документации, утвержденной Приказом Директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41.

Справочно: работник может отказаться от дачи (предоставления) письменного объяснения. Согласно ч. 2 ст. 199 ТК отказ работника от дачи письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания и оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.

Шаг 5. Оформите результаты проверки допущенных работником нарушений

В соответствии с п. 7 Декрета № 5 результаты такой проверки оформляются актом или служебной запиской, в которых отражаются факты, обстоятельства, которые повлекли допущенные нарушения.

Шаг 6. Убедитесь в соблюдении всех необходимых условий для увольнения работника по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК

При принятии решения об увольнении работника по п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК необходимо убедиться в том, что соблюдаются следующие условия:

  • работник является должностным лицом, который обязан был выполнить требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор), предписания органа государственной безопасности, представления органа государственной охраны;
  • работник был надлежащим образом ознакомлен с такими требованиями (предписаниями, представлениями);
  • неисполнение, ненадлежащее исполнение, несвоевременное исполнение или непринятие мер по устранению нарушений имело место в действительности, а также в этом был виноват работник;
  • соблюден порядок (ст. 199 ТК) и сроки наложения дисциплинарного взыскания (ст. 200 ТК).

Шаг 7. Издайте приказ (распоряжение) об увольнении работника

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 55 ТК наниматель обязан оформлять прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись.

Справочно: в приказах и распоряжениях по личному составу, в частности об увольнении, распорядительная часть начинается словом, точно обозначающим предписываемое действие («УВОЛИТЬ»).

Шаг 8. Произведите с работником окончательный расчет в его последний рабочий день

При увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период), производятся не позднее дня увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее дня, следующего за днем предъявления работником требования о расчете (ст. 77 ТК).

Справочно: в случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные ч. 1 ст. 77 ТК, причитающихся на день увольнения сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы — пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам (ст. 78 ТК).

Шаг 9. Внесите запись в трудовую книжку и выдайте ее работнику

Согласно ч. 5 ст. 50 ТК, п. 26 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 основанием для внесения в трудовую книжку записей об увольнении является приказ (распоряжение) нанимателя. Запись, точно соответствующая формулировке приказа (распоряжения), вносится после его издания в день увольнения.

В соответствии с п. 44 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек записи об увольнении работника (прекращении трудового договора (контракта) заверяются подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки).

Частью 6 ст. 50 ТК определено, что при увольнении работника трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы).

Справочно: исходя из п. 43 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при прекращении трудового договора (контракта) по дополнительным основаниям, предусмотренным ТК, в трудовую книжку вносятся записи об увольнении со ссылкой на соответствующий структурный элемент ст. 47 ТК. В данном случае — на п. 9 ч. 1 ст. 47 ТК.

Шаг 10. Направьте в военкомат сведения об уволенном работнике, подлежащем воинскому учету

Об увольнении с работы граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, необходимо в месячный срок сообщать в военные комиссариаты (обособленные подразделения) (абз. 2 ч. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»).

Справочно: нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от четырех до пяти базовых величин (ч. 2 ст. 25.8 КоАП).

1145 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Длительное прохождение медосмотра: необходимо ли уведомлять нанимателя

При прохождении периодических медосмотров нередко возникают ситуации, когда работники в день медосмотра занимаются личными делами и не успевают его пройти. Либо медосмотр...
№ 4 (148) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 226

Изменения законодательства о труде: приводим в соответствие локальные акты

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон), который вносит изменения в ТК, вступает в силу с 1...
№ 12 (144) 2023 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 761
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок