О развитии системы образования

О развитии системы образования

Какое направление неформального образования получило поддержку в США?
Направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках.
На что сегодня делается акцент в сфере дошкольного образования в Беларуси?
На наиболее полное удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-технической базы садиков.
Планируется ли строительство новых детских садов на первом этапе реализации Концепции?
Да, планируется построить не менее 90 УДО, в т.ч. в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в городах Минске, Солигорске, Бресте, Барановичи, Жабинке, Орше, Речице, Шклове и др.

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683 «О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года» (рег. № 5/49678 от 01.12.2021) (далее — постановление № 683).
Постановление № 683 вступило в силу с 30 ноября 2021 г.



Хомич Елена

юрист

1040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира по показателям в сфере образования согласно Отчету ПРООН о человеческом развитии — 2019. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который для нашей страны составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27‑е место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) — 10‑е место.

На начало 2021 г. функционировало 3808 учреждений (в 2019 г. — 3798), в которых получали дошкольное образование около 424,1 тыс. воспитанников (в 2019 г. — 436,6 тыс.).

С 2021 г. в сфере дошкольного образования акцент делается на наиболее полное удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-­технической базы УДО.

Постановлением № 683 утверждена Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).

Рассмотрим, каковы мировые тенденции развития образования и как будет развиваться национальная система дошкольного образования до 2030 г.

Тенденции развития зарубежного образования

В Концепции отмечается, что к одной из основных мировых тенденций развития образования можно отнести ориентацию на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей.

Наблюдается переход от преимущественно информативных форм обучения к проблемному, исследовательскому и проектному обучению через использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для самоутверждения, самореализации и само­определения личности.

Обратите внимание
В образовании, ориентированном на личность, строго регламентированные контролируемые способы организации педагогического процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обу­чающегося преобразуются в личностно-­равноправные, в позиции сотрудничества.

Компетентностный подход в образовании признается ключевым.

Еще одна из тенденций развития зарубежного образования — неотделимость обучения от воспитания. Характерными чертами такого образования являются гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности, а также национальная направленность, обеспечивающая сочетание образования с историей и народными традициями, сохранение и обогащение национальных ценностей.

Непрерывность образования, его трансформация в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, также являются мировой тенденцией развития образовательных систем. При этом обеспечивается достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании.

Наблюдается тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет строгого отбора материала, системного анализа его содержания.

Приоритетным для зарубежных государств является обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.

Особый акцент делается на создание безопасных условий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовку их к обучению в начальной школе, а также организацию эффективного взаимодействия с родителями.

В большинстве стран Европы, Северной Америки, Азии приняты на государственном уровне образовательные стандарты дошкольного образования, определяющие показатели развития ребенка к моменту перехода его на следующий уровень образования (начальная школа), требования к программам на уровне дошкольного образования, условиям их реализации, педагогическим работникам.

Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).

Формы организации дополнительного образования детей и молодежи разно­образны. В некоторых странах дальнего зарубежья услуги дополнительного образования детей и молодежи предоставляются в основном в школах. В одних школах участие в дополнительных занятиях обязательно, в других — желательно. Дополнительное образование может организовываться вне школы на местном уровне, в коммунах, федеральных землях, центрах свободного времени и клубах, действующих при школах и предназначенных для различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов, педагогов).

Справочно: дополнительное образование детей и молодежи на базе школ в большинстве стран бесплатное. Часто бесплатно или за небольшую плату программы такого образования предлагаются местными образовательными и культурно-­досуговыми организациями (учрежденными на местном уровне или независимыми некоммерческими).

В США активную поддержку получило направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках, с которыми тесно сотрудничают школы.

Справочно: эксплораториум — интерактивный научно-­просветительский центр для детей и взрослых.

Некоммерческие организации, реализующие программы неформального образования, получают поддержку в виде грантов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Цели, задачи, направления развития системы дошкольного образования

Цели развития — обеспечение доступного и качественного дошкольного образования для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, создание равных стартовых возможностей в продолжении образования.

Основные задачи:

  • создать условия для равного доступа к качественному дошкольному образованию;
  • обеспечить условия для разностороннего развития и социализации детей дошкольного возраста, формирования у них функциональной грамотности.

Направления развития:

  • многофункциональная сеть УДО;
  • правовое и научно-­методическое обеспечение дошкольного образования;
  • развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в УДО, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
  • кадровый потенциал УДО.

Способы достижения целей и решения основных задач:

  • строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с государственными программами развития системы образования;
  • развитие дополнительных форм и услуг дошкольного образования;
  • обновление образовательного стандарта и учебно-­программной документации образовательной программы дошкольного образования;
  • разработка и внедрение научно-­мето­дического обеспечения дошкольного образования, включающего педагогические технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирование ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
  • апробирование и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
  • корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-­дефектолог и др.);
  • оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы дошкольного образования;
  • разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  • обеспечение возможности осуществления административных процедур в сфере дошкольного образования через единый портал электронных услуг.

Этапы и результаты реализации Концепции в рамках дошкольного образования

I этап (2021–2025 гг.):

  • строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы;
  • обновление образовательного стандарта и учебно-­программной документации образовательной программы дошкольного образования;
  • разработка и внедрение научно-­мето­дического обеспечения дошкольного образования, включающего образовательные технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирование ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
  • разработка инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • обеспечение УДО современным оборудованием;
  • создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
  • внесение изменений в квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-­дефектолог и др.);
  • разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  • перевод административных процедур в сфере дошкольного образования в электронную форму.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для представителей всех социальных групп белорусского общества;
  • строительство не менее 90 УДО, в т. ч. в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в городах Минске, Солигорске, Бресте, Барановичи, Жабинке, Орше, Речице, Шклове и др.;
  • снижение очередности при определении детей в УДО;
  • расширение перечня образовательных услуг, оказываемых УДО;
  • повышение качества дошкольного образования;
  • сохранение доли детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольное образование, не менее 85 %;
  • сохранение стопроцентного охвата детей 5‑летнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования;
  • снижение уровня травматизма в УДО;
  • повышение обеспеченности УДО педагогическими кадрами.

II этап (2026–2030 гг.):

  • строительство УДО разных видов и форм собственности в соответствии с подготовленной и утвержденной в установленном порядке Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2026–2030 годы;
  • внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
  • апробация и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
  • обновление материальной базы УДО;
  • разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение доступности УДО;
  • стопроцентный охват детей дошкольного возраста различными формами качественного дошкольного образования, отвечающего принципам устойчивого развития;
  • создание электронной базы данных об УДО и системе дошкольного образования;
  • совершенствование правового обеспечения системы дошкольного образования после 2030 г.

Развитие кадрового потенциала

Цели развития — формирование высококвалифицированного научно-­педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики, повышение статуса педагогической профессии.

Основные задачи:

  • полное обеспечение потребности системы образования в квалифицированных педагогических кадрах с учетом оптимизации сети учреждений образования и численности работников на всех уровнях образования;
  • обновление на всех уровнях подготовки педагогических работников целей, содержания, форм, методов, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса на основе компетентностной модели;
  • наращивание научного, научно-­методи­ческого, проектно-­исследовательского потенциала педагогического образования по приоритетным направлениям психолого-­педагогических исследований с учетом реализации компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
  • создание условий для повышения социального статуса педагогических работников, для их профессионального роста и развития профессиональной культуры с учетом личностных особенностей.

Направления развития:

  • профессиональные требования к педагогическим работникам;
  • подготовка педагогических кадров;
  • социальный статус профессии педагога.

Способы достижения целей и решения основных задач:

  • корректировка правовой базы, регулирующей вопросы подготовки педагогических кадров, их трудоустройства и социальной поддержки;
  • оптимизация структуры и численности работников бюджетных организаций на всех уровнях образования;
  • внедрение в систему педагогического образования элементов модели «Университет 4.0» и элементов модели «Университет 5.0»;
  • внедрение накопительной системы компетенций в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических работников;
  • поощрение неформальных способов повышения профессиональных компетенций педагогами;
  • акцентирование внимания на психолого-­педагогической подготовке педагогических работников.
1040 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заседание родительского клуба: делимся знаниями и опытом

Организация доверительного общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности учреждений дошкольного образования. Прове...
№ 3 (147) 2024 Шайдо Татьяна,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 197
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок