Республика Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира по показателям в сфере образования согласно Отчету ПРООН о человеческом развитии — 2019. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который для нашей страны составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27‑е место среди 189 стран, по показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) — 10‑е место.
На начало 2021 г. функционировало 3808 учреждений (в 2019 г. — 3798), в которых получали дошкольное образование около 424,1 тыс. воспитанников (в 2019 г. — 436,6 тыс.).
С 2021 г. в сфере дошкольного образования акцент делается на наиболее полное удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги, обновление материально-технической базы УДО.
Постановлением № 683 утверждена Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года (далее — Концепция).
Рассмотрим, каковы мировые тенденции развития образования и как будет развиваться национальная система дошкольного образования до 2030 г.
Тенденции развития зарубежного образования
В Концепции отмечается, что к одной из основных мировых тенденций развития образования можно отнести ориентацию на личность обучающегося в целях наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей.
Наблюдается переход от преимущественно информативных форм обучения к проблемному, исследовательскому и проектному обучению через использование резервов самостоятельной работы, созданию условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности.
Обратите внимание
В образовании, ориентированном на личность, строго регламентированные контролируемые способы организации педагогического процесса заменяются творческими, развивающими, активизирующими личность способами, а позиции педагога и обучающегося преобразуются в личностно-равноправные, в позиции сотрудничества.
Компетентностный подход в образовании признается ключевым.
Еще одна из тенденций развития зарубежного образования — неотделимость обучения от воспитания. Характерными чертами такого образования являются гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности, а также национальная направленность, обеспечивающая сочетание образования с историей и народными традициями, сохранение и обогащение национальных ценностей.
Непрерывность образования, его трансформация в процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека, также являются мировой тенденцией развития образовательных систем. При этом обеспечивается достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании.
Наблюдается тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет строгого отбора материала, системного анализа его содержания.
Приоритетным для зарубежных государств является обеспечение равного доступа детей из разных социальных групп населения к качественному дошкольному образованию, которое должно обеспечить раннюю социализацию ребенка, формирование начальных ключевых компетенций, необходимых для последующего развития личности.
Особый акцент делается на создание безопасных условий обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, подготовку их к обучению в начальной школе, а также организацию эффективного взаимодействия с родителями.
В большинстве стран Европы, Северной Америки, Азии приняты на государственном уровне образовательные стандарты дошкольного образования, определяющие показатели развития ребенка к моменту перехода его на следующий уровень образования (начальная школа), требования к программам на уровне дошкольного образования, условиям их реализации, педагогическим работникам.
Инклюзивное образование является одной из ведущих тенденций в образовании лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 424-З «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
Формы организации дополнительного образования детей и молодежи разнообразны. В некоторых странах дальнего зарубежья услуги дополнительного образования детей и молодежи предоставляются в основном в школах. В одних школах участие в дополнительных занятиях обязательно, в других — желательно. Дополнительное образование может организовываться вне школы на местном уровне, в коммунах, федеральных землях, центрах свободного времени и клубах, действующих при школах и предназначенных для различных категорий обучающихся (дошкольников, школьников, студентов, педагогов).
Справочно: дополнительное образование детей и молодежи на базе школ в большинстве стран бесплатное. Часто бесплатно или за небольшую плату программы такого образования предлагаются местными образовательными и культурно-досуговыми организациями (учрежденными на местном уровне или независимыми некоммерческими).
В США активную поддержку получило направление, связанное с созданием программ неформального образования в музеях, заповедниках, эксплораториумах, зоопарках, с которыми тесно сотрудничают школы.
Справочно: эксплораториум — интерактивный научно-просветительский центр для детей и взрослых.
Некоммерческие организации, реализующие программы неформального образования, получают поддержку в виде грантов, которые финансируют органы местного самоуправления.
Цели, задачи, направления развития системы дошкольного образования
Цели развития — обеспечение доступного и качественного дошкольного образования для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, создание равных стартовых возможностей в продолжении образования.
Основные задачи:
- создать условия для равного доступа к качественному дошкольному образованию;
- обеспечить условия для разностороннего развития и социализации детей дошкольного возраста, формирования у них функциональной грамотности.
Направления развития:
- многофункциональная сеть УДО;
- правовое и научно-методическое обеспечение дошкольного образования;
- развивающая и здоровьесберегающая образовательная среда в УДО, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка;
- кадровый потенциал УДО.
Способы достижения целей и решения основных задач:
- строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с государственными программами развития системы образования;
- развитие дополнительных форм и услуг дошкольного образования;
- обновление образовательного стандарта и учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения дошкольного образования, включающего педагогические технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирование ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
- апробирование и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
- корректировка квалификационных требований, предъявляемых к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог и др.);
- оптимизация сети учреждений образования и численности работников на уровне системы дошкольного образования;
- разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
- обеспечение возможности осуществления административных процедур в сфере дошкольного образования через единый портал электронных услуг.
Этапы и результаты реализации Концепции в рамках дошкольного образования
I этап (2021–2025 гг.):
- строительство и открытие УДО разных видов и форм собственности в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы;
- обновление образовательного стандарта и учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования;
- разработка и внедрение научно-методического обеспечения дошкольного образования, включающего образовательные технологии конструирования развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, формирование ключевых компетенций и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
- разработка инструментария оценки качества дошкольного образования;
- обеспечение УДО современным оборудованием;
- создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников УДО;
- внесение изменений в квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам УДО (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог и др.);
- разработка программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
- перевод административных процедур в сфере дошкольного образования в электронную форму.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение равных стартовых возможностей для представителей всех социальных групп белорусского общества;
- строительство не менее 90 УДО, в т. ч. в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах, в городах Минске, Солигорске, Бресте, Барановичи, Жабинке, Орше, Речице, Шклове и др.;
- снижение очередности при определении детей в УДО;
- расширение перечня образовательных услуг, оказываемых УДО;
- повышение качества дошкольного образования;
- сохранение доли детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольное образование, не менее 85 %;
- сохранение стопроцентного охвата детей 5‑летнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования;
- снижение уровня травматизма в УДО;
- повышение обеспеченности УДО педагогическими кадрами.
II этап (2026–2030 гг.):
- строительство УДО разных видов и форм собственности в соответствии с подготовленной и утвержденной в установленном порядке Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2026–2030 годы;
- внедрение эффективных образовательных технологий в образовательный процесс;
- апробация и внедрение инструментария оценки качества дошкольного образования;
- обновление материальной базы УДО;
- разработка стратегических направлений и механизмов совершенствования дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение доступности УДО;
- стопроцентный охват детей дошкольного возраста различными формами качественного дошкольного образования, отвечающего принципам устойчивого развития;
- создание электронной базы данных об УДО и системе дошкольного образования;
- совершенствование правового обеспечения системы дошкольного образования после 2030 г.
Развитие кадрового потенциала
Цели развития — формирование высококвалифицированного научно-педагогического кадрового состава системы образования, ориентированного на подготовку специалистов для инновационных отраслей экономики, повышение статуса педагогической профессии.
Основные задачи:
- полное обеспечение потребности системы образования в квалифицированных педагогических кадрах с учетом оптимизации сети учреждений образования и численности работников на всех уровнях образования;
- обновление на всех уровнях подготовки педагогических работников целей, содержания, форм, методов, технологий и ресурсного обеспечения образовательного процесса на основе компетентностной модели;
- наращивание научного, научно-методического, проектно-исследовательского потенциала педагогического образования по приоритетным направлениям психолого-педагогических исследований с учетом реализации компетентностного подхода в образовательном процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
- создание условий для повышения социального статуса педагогических работников, для их профессионального роста и развития профессиональной культуры с учетом личностных особенностей.
Направления развития:
- профессиональные требования к педагогическим работникам;
- подготовка педагогических кадров;
- социальный статус профессии педагога.
Способы достижения целей и решения основных задач:
- корректировка правовой базы, регулирующей вопросы подготовки педагогических кадров, их трудоустройства и социальной поддержки;
- оптимизация структуры и численности работников бюджетных организаций на всех уровнях образования;
- внедрение в систему педагогического образования элементов модели «Университет 4.0» и элементов модели «Университет 5.0»;
- внедрение накопительной системы компетенций в подготовке (переподготовке, повышении квалификации) педагогических работников;
- поощрение неформальных способов повышения профессиональных компетенций педагогами;
- акцентирование внимания на психолого-педагогической подготовке педагогических работников.