Получение образования в педклассе

Получение образования в педклассе

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

694 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 1987 году закончила педкласс, работала воспитателем в детском саду, получила вторую категорию. С 1995 по 2015 не работала, т.к. находилась в отпуске по уходу за ребенком (у меня трое детей). Сейчас работаю третий год воспитателем в ясельной группе. В трудовой у меня написано среднее специальное образование. Заведующая нашим садом говорит, что окончание педкласса не означает получение среднего специального образования. Так ли это?

В 80-е годы приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981 г. № 6 было утверждено Временное положение об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений (далее — Временное положение). 

Слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.

Выпускники педагогических классов приравнивались по оплате труда (но не по полученному образованию) к лицам, окончившим педагогические училища.

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее —Закон СССР).

Согласно ст. 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание. 

Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (ст. 31 Закона СССР). 

Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (ст. 39 Закона СССР).

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования. 

В настоящее время Кодексом Республики Беларусь об образовании установлено, что освоение содержания образовательных программ среднего специального образования подтверждается дипломом о среднем специальном образовании.

Учитывая изложенное, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к среднему специальному образованию по действующему законодательству Республики Беларусь в сфере образования.

При этом за период с 1981 г. по настоящее время ни одним из нормативных правовых актов БССР не исключалась возможность замещения лицами, не имеющими среднего специального и (или) высшего образования, должности воспитателя (п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих устанавливает, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы).

694 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Онлайн-семинар «Азбука питания в учреждениях образования: инструкция для руководителей»

Как подружить натуральные и денежные нормы? Плюсы и минусы пилотного проекта по питанию? Как снизить количество отходов? Кто должен пересматривать примерное меню? Как час...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 143
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок