Для обеспечения потребности в трудовых кадрах со средним и высшим образованием организации и учреждения могут заключать с учреждениями образования и гражданами договоры о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (далее — договор о целевой подготовке).
У каждого учреждения могут быть свои обстоятельства, из-за которых необходима целевая подготовка специалиста. Однако, как показывает практика, обстоятельства, из которых руководитель учреждения исходил при заключении договора о целевой подготовке, в течение срока обучения специалиста могут измениться настолько, что потребность в таком специалисте утратится или пропадет необходимость принимать специалиста на работу на полный рабочий день.
Традиционно в начале августа выпускников, обученных по договорам о целевой подготовке, направляют на работу в учреждения образования, являющиеся заказчиками. При принятии на работу таких выпускников, в зависимости от ситуации, фактически сложившейся в учреждении, может быть актуальным вопрос о том, можно ли принять выпускника на работу на условиях неполного рабочего времени (т. е. на так называемую неполную ставку) по должности специалиста со средним или высшим образованием.
В данной статье мы постараемся дать аргументированный ответ на указанный вопрос. Но сначала обозначим особенности отношений, основанных на заключенном между учреждением образования (исполнителем по договору оказания услуг), гражданином и учреждением образования (заказчиком по договору оказания услуг) договоре о целевой подготовке. Понимание эти особенностей позволит правильно оценить целесообразность заключения такого договора для тех учреждений, которые рассматривают такую возможность, своевременно подготовить условия для принятия выпускника или принять меры по расторжению указанного договора, а также избежать возникновения затруднительных ситуаций после принятия выпускника на работу.
Особенности отношений по договору о целевой подготовке
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по подготовке и трудоустройству специалистов по договору о целевой подготовке, являются:
- Кодекс об образовании;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50) и утвержденные им положения: о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих (далее — Положение о целевой подготовке); о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (далее — Положение о направлении на работу); о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего (далее — Положение о возмещении средств);
- Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Целевая подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций и учреждений, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, на основании договора о целевой подготовке (подп. 1.22 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 63 Кодекса об образовании).
Выпускники, получившие образование на основании договора о целевой подготовке, направляются на работу в распоряжение заказчика с выдачей свидетельства о направлении на работу и обязаны отработать по должности, соответствующей полученной специальности (направлению специальности, специализации) срок обязательной работы, указанный в договоре о целевой подготовке (п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 84 Кодекса об образовании; п. 11 Положения о целевой подготовке).
Справочно: срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени, составляет не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование — не менее трех лет. Договором о целевой подготовке может быть установлен больший срок обязательной работы. Сроки обязательной работы исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем (ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 84 Кодекса об образовании).
Выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке, являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами (п. 4 ст. 84 Кодекса об образовании).
Учреждения образования как наниматели, обязаны принять на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу (ч. 2 п. 27 Положения о направлении на работу).
Договор о целевой подготовке действует до окончания срока обязательной работы молодого специалиста (п. 6 Положения о целевой подготовке) и может быть расторгнут только в порядке, установленном Положением о целевой подготовке. В случае расторжения договора с нарушением установленного порядка учреждение образования как заказчик кадров несет солидарную обязанность с гражданином по возмещению в государственный бюджет средств, затраченных государством на подготовку специалиста на условиях целевой подготовки (ч. 2 п. 1 ст. 88 Кодекса об образовании; п. 13 Положения о целевой подготовке; ч. 2 п. 2 Положения о возмещении средств).
Справочно: увольнение молодых специалистов, получивших образование на условиях целевой подготовки, до окончания установленного срока обязательной работы допускается только в случае и по основаниям, закрепленным в ч. 2 п. 33 Положения о направлении на работу.
Доводы в пользу возможности неполной ставки для выпускника
Анализ приведенных выше и иных актов законодательства, в частности Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» и Положения, определяющего порядок и условия предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2006 № 1681), позволяет утверждать следующее.
В законодательстве отсутствуют нормы права, устанавливающие обязанность заказчиков по договорам о целевой подготовке принимать выпускника на работу на период обязательной работы в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) только на условиях нормальной продолжительности рабочего времени (полной или сокращенной (ст. 111–114 ТК)) (т. е. на так называемую 1,0 ставку), либо устанавливающие ограничение / запрет принимать на работу указанных специалистов на условиях неполного рабочего времени (менее чем на 1,0 ставку).
Справочно: под неполным рабочим временем следует понимать время, продолжительность которого меньше нормальной (установленной ст. 112 ТК) или сокращенной (установленной в соответствии со ст. 113 и 114 ТК) продолжительности рабочего времени. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 289 ТК условие о работе с неполным рабочим временем включается в трудовой договор при приеме на работу.
Формы договора о целевой подготовке (приложение 2 к Положению о целевой подготовке) и свидетельства о направлении на работу (приложение 1 к Положению о направлении на работу) не содержат реквизитов для указания сведений об особенностях рабочего времени выпускника и на практике такая информация дополнительно не указывается.
В законодательстве отсутствуют нормы, из содержания которых можно было бы косвенно сделать логическое заключение о том, что выпускники должны приниматься заказчиками по договорам о целевой подготовке на работу на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, либо что принимать на работу указанных специалистов на условиях неполного рабочего времени не допустимо.
Также нами не выявлено наличия правовых норм, устанавливающих требования о принятии на работу выпускников в порядке распределения (перераспределения) только на условиях нормальной продолжительности рабочего времени (либо устанавливающие ограничение / запрет принимать на работу указанных специалистов на условиях неполного рабочего времени), которые по аналогии можно было бы применить к выпускникам, направляемым на работу на основании договора о целевой подготовке.
Наконец, нами не выявлено норм права, устанавливающих запрет / ограничение на перевод молодых специалистов на работу с неполным рабочим временем в период обязательной работы, как и норм, обязывающих выпускников (молодых специалистов) в период обязательной работы работать на условиях т. н. полной ставки либо запрещающие / ограничивающие работу на неполную ставку.
В дополнение к изложенному, согласно ч. 1 ст. 118 и ч. 1 ст. 289 ТК неполный рабочий день или неполная рабочая неделя могут устанавливаться по соглашению между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии. Исключений из такой возможности в отношении молодых специалистов законодательством не предусмотрено. В то же время в случаях, определенных в ч. 2 ст. 289 ТК, наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, в т. ч. для молодых специалистов.
Также следует учитывать, что законодательством предусмотрена возможность расторжения и изменения договора о целевой подготовке без возмещения заказчиком и молодым специалистом средств, затраченных на подготовку последнего. В связи с этим полагаем, что в ситуации, когда выпускнику предоставляется рабочее место пусть и не на полную ставку, говорить о неэффективности расходования бюджетных средств, конечно, можно, особенно если 0,5 ставки можно было заполнить за счет свободных специалистов, имеющихся на рынке труда (если это не редкая специальность). Однако в качестве возражений к такому утверждению можно привести вышеперечисленные доводы, а также то, что целевая подготовка гарантирует заказчику получение в свое распоряжение специалиста для выполнения работы в необходимом объеме и закрепление его в учреждении как минимум на период обязательной работы, что обеспечивает потребность учреждения-заказчика в кадрах на условиях, необходимых учреждению.
Заключение
Таким образом, действующим законодательством не запрещено принимать на работу выпускника (обученного в т. ч. на основании договора о целевой подготовке) на условиях неполного рабочего времени (менее 1,0 ставки), если в договоре о целевой подготовке или свидетельстве о направлении на работу не указано, что выпускник должен быть трудоустроен на условиях нормальной продолжительности рабочего времени (полной или сокращенной (ст. 111–114 ТК)) (на 1,0 ставки). При этом такую практику нельзя назвать повсеместно одобряемой государственными органами.
В то же время полагаем, что работа по основной должности не должна быть менее 0,5 ставки для обеспечения права молодого специалиста на присвоение квалификационной категории. Также учреждению следует обеспечить себе возможность обосновать нецелесообразность или невозможность принятия выпускника на полную ставку фактическими обстоятельствами, сложившимися в учреждении при заключении договора о целевой подготовке или после его заключения.