Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент). Рассмотрим, как подготовиться к проверке, какие документы необходимо проанализировать перед проверкой, какие нарушения, как правило, выявляют в ходе проверок, проводимых Департаментом, и какая ответственность предусмотрена за нарушения.
Какие НПА регламентируют проведение проверок Департаментом
Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)*.
* Читайте по теме статью А. Сидоренко и Е. Мисник «Проверки и мониторинги в 2022 году: готовимся к приходу проверяющих».
Одним из НПА, на основании которых осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).
Проведение проверок Департаментом регламентировано постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2018 № 19 «О деятельности Департамента государственной инспекции труда по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда».
Как Департамент проводит выборочные проверки
Перед началом проверки проверяемому субъекту предлагается заполнить чек-листы (контрольные списки вопросов).
Справочно: данные чек-листы можно скачать на сайте Департамента.
Чек-листы применяются Департаментом в ходе внеплановых и выборочных проверок. Они заполняются обеими сторонами проверки (представителями надзорного органа и проверяемого субъекта).
Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических актов. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
Обратите внимание
Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им законодательства о труде и об охране труда.
Поскольку чек-листы заполняются проверяемым субъектом за довольно продолжительный период времени до начала выборочной проверки (к примеру, организации, которые включены в план выборочных проверок на первое полугодие 2022 г., заполняли чек-листы в ноябре 2021 г., т. е. еще при планировании выборочных проверок Департаментом), то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность законодательству о труде и об охране труда или нет. Если нет, то проверяемый субъект может скорректировать свою деятельность в соответствии с законодательством, исправить ошибки, устранить недостатки еще до прихода проверяющих.
Основные критерии оценки степени риска, по которым может быть назначена выборочная проверка:
- наличие несчастного случая на производстве;
- наличие задолженности по заработной плате;
- выплата субъектом средней заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы;
- привлечение должностных лиц субъекта к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда;
- наличие обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в отношении субъекта.
Как Департамент проводит внеплановые проверки
Самым распространенным на практике основанием для назначения внеплановой проверки является обращение работника (бывшего работника) о совершаемом нарушении законодательства о труде и (или) об охране труда, а также о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы, которые послужили основанием для назначения данной проверки.
Внеплановая проверка назначается в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан.
При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.
Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.
Какие вопросы подлежат изучению в ходе выборочных проверок
В ходе выборочных проверок подлежат проверке вопросы, которые отражены непосредственно в чек-листах и затрагивают, в частности, следующие сферы деятельности проверяемых субъектов.
1. Надзор за соблюдением законодательства о труде:
- исполнение нанимателями обязанностей при приеме на работу и организации труда работников (подлежат проверке приказы о приеме на работу, порядок ознакомления работников с локальными правовыми актами (далее — ЛПА) и т. д.);
- заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, в т. ч. контрактов (подлежат проверке условия трудовых договоров (контрактов), приказы об увольнении, изменении условий трудовых договоров (контрактов), о переводе, перемещении и т. д.);
- выплата работникам заработной платы и предоставление гарантий и компенсаций (изучаются условия трудовых договоров (контрактов) о сроках выплаты заработной платы, приказы об увольнении работников, о предоставлении трудовых отпусков, а также бухгалтерские документы, содержащие сроки выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, выплаты среднего заработка за время трудового отпуска и т. д.);
- установление рабочего времени и времени отдыха (изучаются условия трудовых договоров (контрактов) о режиме рабочего времени и времени отдыха работников, табели использования рабочего времени, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.);
- предоставление трудовых и социальных отпусков (изучаются графики трудовых отпусков, приказы о предоставлении трудовых отпусков, уведомления о начале трудовых отпусков и т. д.);
- привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности (изучаются документы, определяющие порядок и условия привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности: приказы, объяснения работников, докладные записки, инвентаризационные описи и т. д.);
- ведение трудовых книжек (подлежат проверке приказы о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, непосредственно записи, внесенные в трудовые книжки, хранение трудовых книжек, ведение журнала учета движения, выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним, порядок выдачи расписок и т. д.);
- исполнение требований законодательства о труде в отношении женщин, работников моложе 18 лет, руководителей организации (изучаются приказы о приеме на работу, условия трудовых договоров (контрактов), табели использования рабочего времени и т. д.);
- предоставление гарантий работникам в связи с выполнением воинских обязанностей;
- выполнение гражданами работ по гражданско-правовым договорам (изучаются условия гражданско-правовых договоров — они должны соответствовать Указу Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» и т. д.).
2. Надзор за соблюдением законодательства об охране труда:
- обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих;
- организация работы комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда;
- организация проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих;
- проведение предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- разработка и принятие ЛПА, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг);
- планирование и разработка мероприятий по охране труда;
- проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
В ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда изучаются, в частности, следующие документы:
- журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа по охране труда, приказы (распоряжения) о прохождении стажировки, протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда;
- приказ о создании комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
- медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие годность (негодность) работающих к работе, акты периодического медицинского осмотра работающих;
- журнал предсменного медицинского осмотра, журнал освидетельствования работников;
- личные карточки учета средств индивидуальной защиты;
- инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг);
- план мероприятий по охране труда;
- журнал контроля за соблюдением требований по охране труда, акты ежеквартального контроля.
Какие нарушения законодательства о труде выявляются в ходе проверок
1. Несоответствие законодательству ЛПА.
На должностное лицо нанимателя может быть наложен административный штраф в размере от 2 до 20 базовых величин за нарушение законодательства о труде, причинившее вред работнику (в т. ч. за несоответствие ЛПА законодательству) (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).
ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ
1. В штатном расписании наименование должностей служащих, профессий рабочих не соответствует квалификационным справочникам, а также НПА, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих (п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК), и (или) штатное расписание не утверждено нанимателем.
2. Графики работ (сменности) не согласовываются с профсоюзом (ч. 4 ст. 123 ТК) (при его наличии), а также не доводятся до сведения работников не позднее установленного законодательством срока.
2. Несоответствие условий трудовых договоров (контрактов) законодательству о труде.
Если трудовые договоры не содержат всех существенных условий, в контракте не обозначены дополнительные меры стимулирования труда, то должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 20 базовых величин за нарушение законодательства о труде (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).
ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ
1. Трудовые договоры (контракты) не содержат всех существенных условий (ч. 2 ст. 19 ТК), в т. ч. условия о режиме работы работника, если его режим работы отличается от общего, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка.
2. В контрактах отсутствуют условие о дополнительных мерах стимулирования труда (п. 3 ч. 1 ст. 261-2 ТК), а также условие о письменном предупреждении нанимателем работника не менее чем за месяц до истечения срока действия контракта о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (ч. 2 ст. 261-3 ТК).
3. Нарушение порядка ведения и хранения трудовых книжек.
ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Трудовые книжки работников не содержат сведений о работе, о переводе на другую постоянную работу, присвоении категории (разряда, класса). Кроме этого, трудовые книжки не хранятся в специально оборудованных местах (в несгораемых шкафах, сейфах).
4. Нарушение порядка предоставления трудовых отпусков.
ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Работников не уведомляют о времени начала трудового отпуска не менее чем за 15 календарных дней до даты начала отпуска (ст. 169 ТК). Кроме этого, работникам не предоставляется трудовой отпуск, как правило, в течение рабочего года (ч. 1 ст. 170 ТК). При отзыве работников из отпуска отсутствует письменное согласие отзываемых работников (ч. 2 ст. 174 ТК).
5. Нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.
ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Отсутствуют объяснения работников, к которым применялись меры дисциплинарной ответственности, акт об отказе работника представить письменное объяснение или о невозможности получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка (чч. 1 и 2 ст. 199 ТК). Кроме этого, работники, к которым применялись меры дисциплинарной ответственности, несвоевременно ознакомляются с приказом (ч. 6 ст. 199 ТК).
6. Нарушения в части оплаты труда.
К нарушениям в части оплаты труда относятся:
- невыплата доплат за работу в ночное время (ст. 70 ТК);
- произведение удержаний из заработной платы работников без соответствующих приказов (распоряжений), исполнительных листов и т. д., а также за пределами ограничений по размерам удержаний, установленных законодательством (ст. 107, 108 и 408 ТК);
- несвоевременная выплата (невыплата) среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК);
- несвоевременная выплата (невыплата) заработной платы (ст. 73 ТК);
- несвоевременная выплата (невыплата) сумм, причитающихся работникам от нанимателя (ч. 1 ст. 77 ТК).
Какие нарушения законодательства об охране труда выявляются в ходе проверок
Практически во всех организациях встречаются следующие типичные нарушения в области охраны труда.
- Работники не обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами законодательства.
- Отсутствуют документы, подтверждающие защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты.
- Не оформляются личные карточки учета средств индивидуальной защиты или в них не вносятся все необходимые сведения.
- К выполнению работ допускаются лица, не прошедшие предварительный (при поступлении на работу), периодический (в течение трудовой деятельности) обязательный медицинские осмотры или предсменный медицинский осмотр.
- Допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда не оформляется приказом (распоряжением).
- Работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, не выдаются удостоверения по охране труда.
- Протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются не по установленной форме.
- Нарушаются сроки сообщения о факте несчастного случая на производстве во все органы и организации.
- Неправильно и несвоевременно расследуются и оформляются несчастные случаи.
Какую ответственность предусматривает КоАП за нарушения законодательства о труде и об охране труда
За нарушения законодательства о труде и об охране труда предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.
Таблица
Ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда
Рекомендации проверяемым субъектам для подготовки к проверке
- Назначьте лицо, которое будет контактировать с проверяющими и решать все организационные вопросы.
- Проведите ревизию всех кадровых документов и документов по охране труда с точки зрения их соответствия законодательству о труде и об охране труда.
- Обсудите с руководителями структурных подразделений вопросы, которые могут задать проверяющие, и возможные ответы на них. Важно: отвечать необходимо только на поставленные проверяющими вопросы — четко, ясно и по существу (не вдаваясь в подробности).
- Внимательно изучите предписание на проведение проверки (это поможет понять вид проверки и проверяемые вопросы), а также служебные удостоверения проверяющих. При малейших сомнениях в законности проводимой проверки звоните в центральный аппарат Департамента для уточнения всех нюансов.
- Предоставляйте для проверки только те документы, которые требуют проверяющие. Исключите предоставление лишних документов, которые могут содержаться в соответствующем деле (папке).
- Внимательно изучите итоговые документы по результатам проверки. Помните, что на каждый пункт нарушения можно дать мотивированные возражения в установленный законом срок, поэтому не подписывайте акт проверки незамедлительно.
- В случае привлечения к административной ответственности обязательно изучите сроки привлечения к ответственности, установленные КоАП, а также имейте в виду, что законодательство содержит определенный перечень смягчающих обстоятельств, которые лицо, ведущее административный процесс, обязано учитывать при ведении административного процесса.
- Ведите себя с проверяющими корректно, уверенно и наблюдайте за их работой.