Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Проверки госинспекции труда: устраняем нарушения законодательства о труде и об охране труда

Где можно ознакомиться с чек-листами, которые направляют проверяемому субъекту для заполнения?
На сайте Департамента.
В каких случаях в детских садах может быть назначена выборочная проверка?
В случае привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда, при наличии обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и об охране труда и др.
По каким статьям КоАП может наступить ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда?
По статьям 10.12 и 10.13 КоАП.

Сидоренко Анна

Правовой инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Мисник Екатерина

Главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

1386 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент). Рассмотрим, как подготовиться к проверке, какие документы необходимо проанализировать перед проверкой, какие нарушения, как правило, выявляют в ходе проверок, проводимых Департаментом, и какая ответственность предусмотрена за нарушения.

Какие НПА регламентируют проведение проверок Департаментом

Порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности государственными органами установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)*.

*   Читайте по теме статью А. Сидоренко и Е. Мисник «Проверки и мониторинги в 2022 году: готовимся к приходу проверяющих».

Одним из НПА, на основании которых осуществляет деятельность Департамент, является Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).

Проведение проверок Департаментом регламентировано постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.02.2018 № 19 «О деятельности Департамента государственной инспекции труда по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда».

Как Департамент проводит выборочные проверки

Перед началом проверки проверяемому субъекту предлагается заполнить чек-листы (контрольные списки вопросов).

Справочно: данные чек-листы можно скачать на сайте Департамента

Чек-листы применяются Департаментом в ходе внеплановых и выборочных проверок. Они заполняются обеими сторонами проверки (представителями надзорного органа и проверяемого субъекта).

Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы НПА, в т. ч. технических актов. Формулировки вопросов исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).

Обратите внимание
Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им законодательства о труде и об охране труда.

Поскольку чек-листы заполняются проверяемым субъектом за довольно продолжительный период времени до начала выборочной проверки (к примеру, организации, которые включены в план выборочных проверок на первое полугодие 2022 г., заполняли чек-листы в ноябре 2021 г., т. е. еще при планировании выборочных проверок Департаментом), то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует его деятельность законодательству о труде и об охране труда или нет. Если нет, то проверяемый субъект может скорректировать свою деятельность в соответствии с законодательством, исправить ошибки, устранить недостатки еще до прихода проверяющих.

Основные критерии оценки степени риска, по которым может быть назначена выборочная проверка:

  • наличие несчастного случая на производстве;
  • наличие задолженности по заработной плате;
  • выплата субъектом средней заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы;
  • привлечение должностных лиц субъекта к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда;
  • наличие обоснованных обращений граждан о нарушениях законодательства о труде и об охране труда в отношении субъекта.

Как Департамент проводит внеплановые проверки

Самым распространенным на практике основанием для назначения внеплановой проверки является обращение работника (бывшего работника) о совершаемом нарушении законодательства о труде и (или) об охране труда, а также о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В ходе внеплановой проверки подлежат изу­чению только те вопросы, которые послужили основанием для назначения данной проверки.

Внеплановая проверка назначается в соответствии с п. 12 Указа № 510 при наличии у Департамента информации о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан.

При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановой проверки.

Какие вопросы подлежат изучению в ходе выборочных проверок

В ходе выборочных проверок подлежат проверке вопросы, которые отражены непосредственно в чек-листах и затрагивают, в частности, следующие сферы деятельности проверяемых субъектов.

1.  Надзор за соблюдением законодательства о труде:

  • исполнение нанимателями обязанностей при приеме на работу и организации труда работников (подлежат проверке приказы о приеме на работу, порядок ознакомления работников с локальными правовыми актами (далее — ЛПА) и т. д.);
  • заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, в т. ч. контрактов (подлежат проверке условия трудовых договоров (контрактов), приказы об увольнении, изменении условий трудовых договоров (контрактов), о переводе, перемещении и т. д.);
  • выплата работникам заработной платы и предоставление гарантий и компенсаций (изучаются условия трудовых договоров (контрактов) о сроках выплаты заработной платы, приказы об увольнении работников, о предоставлении трудовых отпусков, а также бухгалтерские документы, содержащие сроки выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении, выплаты среднего заработка за время трудового отпуска и т. д.);
  • установление рабочего времени и времени отдыха (изучаются условия трудовых договоров (контрактов) о режиме рабочего времени и времени отдыха работников, табели использования рабочего времени, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.);
  • предоставление трудовых и социальных отпусков (изучаются графики трудовых отпусков, приказы о предоставлении трудовых отпусков, уведомления о начале трудовых отпусков и т. д.);
  • привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности (изучаются документы, определяющие порядок и условия привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности: приказы, объяснения работников, докладные записки, инвентаризационные описи и т. д.);
  • ведение трудовых книжек (подлежат проверке приказы о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, непосредственно записи, внесенные в трудовые книжки, хранение трудовых книжек, ведение журнала учета движения, выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним, порядок выдачи расписок и т. д.);
  • исполнение требований законодательства о труде в отношении женщин, работников моложе 18 лет, руководителей организации (изучаются приказы о приеме на работу, условия трудовых договоров (контрактов), табели использования рабочего времени и т. д.);
  • предоставление гарантий работникам в связи с выполнением воинских обязанностей;
  • выполнение гражданами работ по граж­данско-­правовым договорам (изучаются условия гражданско-­правовых договоров — они должны соответствовать Указу Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-­правовым и трудовым договорам» и т. д.).

2.  Надзор за соблюдением законодательства об охране труда:

  • обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих;
  • организация работы комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • организация проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих;
  • проведение предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
  • разработка и принятие ЛПА, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг);
  • планирование и разработка мероприятий по охране труда;
  • проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда изучаются, в частности, следующие документы:

  • журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации инструктажа по охране труда, приказы (распоряжения) о прохождении стажировки, протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • приказ о создании комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
  • медицинские справки о состоянии здоровья, подтверждающие годность (негодность) работающих к работе, акты периодического медицинского осмотра работающих;
  • журнал предсменного медицинского осмотра, журнал освидетельствования работников;
  • личные карточки учета средств индивидуальной защиты;
  • инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг);
  • план мероприятий по охране труда;
  • журнал контроля за соблюдением требований по охране труда, акты ежеквартального контроля.

Какие нарушения законодательства о труде выявляются в ходе проверок

1.  Несоответствие законодательству ЛПА.

На должностное лицо нанимателя может быть наложен административный штраф в размере от 2 до 20 базовых величин за нарушение законодательства о труде, причинившее вред работнику (в т. ч. за несоответствие ЛПА законодательству) (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).


ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ
1. В штатном расписании наименование должностей служащих, профессий рабочих не соответствует квалификационным справочникам, а также НПА, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих (п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК), и (или) штатное расписание не утверждено нанимателем.
2. Графики работ (сменности) не согласовываются с профсоюзом (ч. 4 ст. 123 ТК) (при его наличии), а также не доводятся до сведения работников не позднее установленного законодательством срока.


2.  Несоответствие условий трудовых договоров (контрактов) законодательству о труде.

Если трудовые договоры не содержат всех существенных условий, в контракте не обозначены дополнительные меры стимулирования труда, то должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 20 базовых величин за нарушение законодательства о труде (ч. 6 ст. 10.12 КоАП).


ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ
1. Трудовые договоры (контракты) не содержат всех существенных условий (ч. 2 ст. 19 ТК), в т.ч. условия о режиме работы работника, если его режим работы отличается от общего, предусмотренного правилами внутреннего трудового распорядка.
2. В контрактах отсутствуют условие о дополнительных мерах стимулирования труда (п. 3 ч. 1 ст. 261-2 ТК), а также условие о письменном предупреждении нанимателем работника не менее чем за месяц до истечения срока действия контракта о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (ч. 2 ст. 261-3 ТК).


3.  Нарушение порядка ведения и хранения трудовых книжек.


ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Трудовые книжки работников не содержат сведений о работе, о переводе на другую постоянную работу, присвоении категории (разряда, класса). Кроме этого, трудовые книжки не хранятся в специально оборудованных местах (в несгораемых шкафах, сейфах).


4.  Нарушение порядка предоставления трудовых отпусков.


ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Работников не уведомляют о времени начала трудового отпуска не менее чем за 15 календарных дней до даты начала отпуска (ст. 169 ТК). Кроме этого, работникам не предоставляется трудовой отпуск, как правило, в течение рабочего года (ч. 1 ст. 170 ТК). При отзыве работников из отпуска отсутствует письменное согласие отзываемых работников (ч. 2 ст. 174 ТК).


5.  Нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности.

ПРИМЕР НАРУШЕНИЯ
Отсутствуют объяснения работников, к которым применялись меры дисциплинарной ответственности, акт об отказе работника представить письменное объяснение или о невозможности получения от него объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка (чч. 1 и 2 ст. 199 ТК). Кроме этого, работники, к которым применялись меры дисциплинарной ответственности, несвоевременно ознакомляются с приказом (ч. 6 ст. 199 ТК).


6.  Нарушения в части оплаты труда.

К нарушениям в части оплаты труда относятся:

  • невыплата доплат за работу в ночное время (ст. 70 ТК);
  • произведение удержаний из заработной платы работников без соответствующих приказов (распоряжений), исполнительных листов и т. д., а также за пределами ограничений по размерам удержаний, установленных законодательством (ст. 107, 108 и 408 ТК);
  • несвоевременная выплата (невыплата) среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК);
  • несвоевременная выплата (невыплата) заработной платы (ст. 73 ТК);
  • несвоевременная выплата (невыплата) сумм, причитающихся работникам от нанимателя (ч. 1 ст. 77 ТК).

Какие нарушения законодательства об охране труда выявляются в ходе проверок

Практически во всех организациях встречаются следующие типичные нарушения в области охраны труда.

  1. Работники не обеспечиваются специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами законодательства.
  2. Отсутствуют документы, подтверждающие защитные свой­ства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты.
  3. Не оформляются личные карточки учета средств индивидуальной защиты или в них не вносятся все необходимые сведения.
  4. К выполнению работ допускаются лица, не прошедшие предварительный (при поступлении на работу), периодический (в течение трудовой деятельности) обязательный медицинские осмотры или предсменный медицинский осмотр.
  5. Допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда не оформляется приказом (распоряжением).
  6. Работающим, прошедшим первичную проверку знаний по вопросам охраны труда, не выдаются удостоверения по охране труда.
  7. Протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются не по установленной форме.
  8. Нарушаются сроки сообщения о факте несчастного случая на производстве во все органы и организации.
  9. Неправильно и несвоевременно расследуются и оформляются несчастные случаи.

Какую ответственность предусматривает КоАП за нарушения законодательства о труде и об охране труда

За нарушения законодательства о труде и об охране труда предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Таблица

Ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда 

Рекомендации проверяемым субъектам для подготовки к проверке

  1. Назначьте лицо, которое будет контактировать с проверяющими и решать все организационные вопросы.
  2. Проведите ревизию всех кадровых документов и документов по охране труда с точки зрения их соответствия законодательству о труде и об охране труда.
  3. Обсудите с руководителями структурных подразделений вопросы, которые могут задать проверяющие, и возможные ответы на них. Важно: отвечать необходимо только на поставленные проверяющими вопросы — четко, ясно и по существу (не вдаваясь в подробности).
  4. Внимательно изучите предписание на проведение проверки (это поможет понять вид проверки и проверяемые вопросы), а также служебные удостоверения проверяющих. При малейших сомнениях в законности проводимой проверки звоните в центральный аппарат Департамента для уточнения всех нюансов.
  5. Предоставляйте для проверки только те документы, которые требуют проверяющие. Исключите предоставление лишних документов, которые могут содержаться в соответствующем деле (папке).
  6. Внимательно изучите итоговые документы по результатам проверки. Помните, что на каждый пункт нарушения можно дать мотивированные возражения в установленный законом срок, поэтому не подписывайте акт проверки незамедлительно.
  7. В случае привлечения к административной ответственности обязательно изучите сроки привлечения к ответственности, установленные КоАП, а также имейте в виду, что законодательство содержит определенный перечень смягчающих обстоятельств, которые лицо, ведущее административный процесс, обязано учитывать при ведении административного процесса.
  8. Ведите себя с проверяющими корректно, уверенно и наблюдайте за их работой.  
1386 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заведующий УДО: коррупционные риски при выполнении иной оплачиваемой работы

Нередко руководители УДО и (или) их заместители помимо основных обязанностей дополнительно выполняют иные оплачиваемые работы как у себя в учреждении, так и в иных учрежд...
№ 11 (155) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 45
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок