Регулирование условий труда педагогических работников: все самое важное
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Регулирование условий труда педагогических работников: все самое важное

Трудовые отношения регулируются набором законов и норм, направленных на обеспечение защиты прав работников и интересов нанимателей. Одним из наиболее важных аспектов трудовых отношений является регулирование условий труда. В статье подробно рассмотрим нормативно-правовое регулирование труда педагогических работников.  

Штейнер Алексей

юрист

923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Определение трудовых отношений и регулирования условий труда

Трудовые отношения — это правовые отношения между работниками и нанимателями, которые возникают в процессе трудовой деятельности. Эти отношения регулируются законодательством, нормативными актами, коллективными и трудовыми договорами.

Регулирование условий труда — это процесс установления и обеспечения определенных условий и гарантий для работников, который включает:

  • меры по обеспечению безопасности и здоровья работников;
  • нормализацию рабочего времени и времени отдыха;
  • определение размера заработной платы;
  • социальные гарантии.

Основные НПА

Кто может осуществлять педагогическую деятельность

Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность:

  • реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания;
  • оказывают коррекционно-­педагогическую помощь;
  • осуществляют научно-­методическое обес­печение образования;
  • осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования (п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании).

Это важно
Кодексом об образовании установлены ограничения для занятия педагогической деятельностью.

Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
  • имеющие судимость, которая не снята или не погашена;
  • не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности (п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании).

При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению (перечислены выше), осуществление педагогической деятельности прекращается на основании п. 7 ст. 47 ТК.

Не имеют права заниматься педагогической деятельностью, педагогической деятельностью в сфере физической культуры и спорта, занимать должности служащих, связанные с выполнением воспитательных функций, другие должности служащих, профессии рабочих, связанные с постоянной работой с детьми, физические лица, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор суда за совершение преступлений, предусмотренных ст. 139, 145–147, 154, чч. 2 и 3 ст. 165, гл. 20, ст. 172, ч. 2 ст. 173, ст. 181, 182, 187, 3421, 343 и 3431 Уголовного кодекса Республики Беларусь, независимо от снятия или погашения судимости либо прекращено уголовное преследование за совершение указанных преступлений по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 29 Уголовно-­процессуального кодекса Республики Беларусь (ч. 1 ст. 271 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка»).

Продолжительность рабочего времени

В соответствии с чч. 2 и 3 ст. 320 ТК для отдельных категорий педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, включая нормы часов педагогической нагрузки за ставку.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников и признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства образования Республики Беларусь» утверждены:

  • перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (приложение 1);
  • перечень отдельных категорий педагогических работников, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку (приложение 2).

Пример

Руководителям физического воспитания УДО устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в неделю — 30 ч (приложение 1).


Нормы часов педагогической нагрузки за ставку

Педагогическим работникам, которым устанавливаются нормы часов педагогической нагрузки за ставку в учреждениях образования, тарифная ставка (тарифный оклад), оклад с учетом педагогической нагрузки определяются согласно Инструкции о порядке оплаты труда педагогических работников с учетом педагогической нагрузки (утв. постановлением № 25).

Педагогическая нагрузка включает часы:

  • педагогической деятельности;
  • организационно-­воспитательной работы;
  • дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.

Регулирование труда при направлении в другие организации

Направление в санаторно-­курортные или оздоровительные организации

Наниматель имеет право направлять педагогических работников в санаторно-­курортные или оздоровительные организации для реализации образовательных программ, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (чч. 4 и 5 ст. 320 ТК).

Условия направления:

  • согласие педагогического работника;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения образования по основному месту работы;
  • в приказе (распоряжении) о направлении указываются условия оплаты труда (п. 4 Инструкции № 190);
  • оплата труда производится за фактически отработанное время по часовым тарифным ставкам (часовым тарифным окладам), часовым окладам с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат, установленных педагогическому работнику по основному месту работы (п. 5 Инструкции № 190);
  • оплата труда педагогических работников учреждений образования, направляющих группы детей на оздоровление, производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы (п. 8 Инструкции № 190).

Направление в другую организацию для участия в аттестации

Наниматель имеет право направить педагогического работника для участия в аттестации обучающихся либо образовательных мероприятиях, проводимых иной организацией (ч. 6 ст. 320 ТК).

Условия направления:

  • наличие предложения иной организации о направлении к ним работника;
  • согласие работника на участие в таких мероприятиях;
  • за работником сохраняются место работы и средний заработок;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения образования по месту основной работы;
  • работникам, направляемым в организации, расположенные в другой местности вне места основной работы, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 95 ТК.

Справочно: при служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:
• по проезду к месту служебной командировки и обратно;
• по найму жилого помещения;
• за проживание вне места жительства (суточные);
• иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 ТК).

Значимость регулирования условий труда

Регулирование условий труда имеет ключевое значение для обеспечения справедливого и эффективного функционирования учреждения образования:

  • помогает защищать права работников, обес­печивая безопасные и здоровые усло­вия труда, адекватную компенсацию за труд и социальную защиту;
  • служит интересам нанимателей, поскольку помогает привлекать и удерживать квалифицированных работников и снижать риск судебных исков и штрафов за нарушение трудового законодательства.
923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – расскажем про историю праздника

По сложившейся традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – праздник, когда мы с особенной теплотой вспоминаем учителей, воспитателей, препо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 56

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1114
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок