
ФИНАНСОВЫЙ ФУНДАМЕНТ
Ольга Васильевна, помимо стандартных источников какие каналы финансирования детского сада вам удалось открыть? Могли бы вы назвать несколько таких инициатив и какие неочевидные выгоды (возможно, не только финансовые) они принесли? Как вы распределяете средства, чтобы каждый рубль работал на развитие, а не просто на поддержание текущего состояния?
Наше учреждение функционирует 5 лет. Сегодня при строительстве новых учреждений образования государство предусматривает их 100 %-е материально-техническое оснащение, а это одно из важных направлений. Задача руководителя — сохранять и развивать эту базу.
Огромную роль играет привлечение внебюджетных средств. У нас они формируются за счет прибыли от организации платных образовательных услуг. В учреждении ведется работа по шести типовым программам дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль, физкультурно-спортивный, художественный, культурно-досуговый, интеллектуально-познавательный и социально-коммуникативный). Наличие бассейна позволяет обучать плаванию наших воспитанников, в т. ч. на дополнительных платных занятиях. Этими занятиями мы также охватываем детей 2‒3 лет, не посещающих детский сад, и I‒II классов близлежащих школ. Вторым источником привлечения средств является спонсорская помощь. Кроме того, два раза в год мы проводим акцию по сбору макулатуры «Соберем макулатуру — спасем дерево!»
Благодаря поступлению внебюджетных средств у нас есть возможность обновлять материально-техническую базу, приобретать мебель, игровое, спортивное оборудование, развивать наши ресурсные центры, воплощать разработки наших педагогов, тем самым повышая качество образования.
ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Какие самые смелые инновации вы внедрили в образовательный процесс?
У нашего учреждения образования есть несколько основных векторов развития.
Детская журналистика и ранняя профориентация. Небезосновательная гордость нашего учреждения — это первая значимая инициатива взрослых — проект «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях средствами детской журналистики», в процессе реализации которого пространство детского сада стало удивительным городом Профилэнд.
Детская мультипликационная студия. Невероятно, но факт: наши воспитанники не только любят смотреть мультфильмы — они снимают их сами.
Синтез этих двух направлений привел нас к созданию районных ресурсных центров «Профилэнд» (формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых) и «Мультипликация и детская журналистика».
Проект «Преемственность». С целью обеспечению успешной адаптации выпускника детского сада к обучению в школе на протяжении трех лет мы плодотворно взаимодействуем с ГУО «Сеницкая средняя школа № 2». Результатом данной работы стало создание методического кейса «Школьник одного дня» и реализация педагогического проекта «Внедрение модели взаимодействия учреждений дошкольного и общего среднего образования по обеспечению успешной адаптации выпускника детского сада к обучению в школе».
Инклюзивное образование и авторские разработки. Мы создаем условия для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Опыт работы и авторские разработки коллектива были представлены на итоговой коллегии Министерства образования.






ЛИЦО ДЕТСКОГО САДА
Ольга Васильевна, что, по вашему мнению, делает ваш детский сад по-настоящему уникальным и привлекательным для воспитанников?
Уникальным и привлекательным наш детский сад делают люди — работники, которые ежедневно стараются создать безопасную и комфортную развивающую среду для всестороннего развития наших детей. Бесспорно, сделать это можно лишь в тесном сотрудничестве с родительской общественностью. Регулярное проведение родительских собраний и мероприятий различных форматов детско-родительского клуба «Суперпервоклашка», участие родителей воспитанников в образовательном процессе способствуют созданию единого подхода в воспитании как в саду, так и дома.
ЗАГЛЯДЫВАЯ В ЗАВТРА
Какие глобальные вызовы вы видите перед образованием в ближайшие 10‒20 лет?
В ближайшие десятилетия перед системой образования, на мой взгляд, стоят два основных вызова:
1) цифровая трансформация педагогики. Необходимо помочь педагогам, особенно старшего поколения, освоить современные цифровые инструменты и эффективно применять их в образовательном процессе. Это требует не только технической подготовки, но и переосмысления подходов к обучению;
2) построение инклюзивной среды. Важно обеспечить равные возможности для получения качественного образования всем детям независимо от их особенностей развития. Это предполагает создание специальных условий, разработку индивидуальных образовательных программ и формирование толерантного отношения к детям с особыми потребностями со стороны всех участников образовательного процесса.
НАВИГАТОР ДЛЯ КОЛЛЕГ
Какой один, но очень важный совет вы могли бы дать коллегам-заведующим, которые чувствуют себя на распутье, сталкиваясь с похожими вызовами?
Главный совет коллегам, столкнувшимся с вызовами, — не прекращайте учиться и обмениваться опытом. Задавайте правильные поведенческие модели в коллективе: помогайте, советуйте, показывайте, как решать проблемы эффективно. Постоянное повышение уровня образования педагогов и их заинтересованности — ключ к успеху.
ЛИЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Какие материалы и темы, публикуемые в специализированных изданиях для руководителей УДО, вы находите наиболее полезными и применимыми в вашей работе?
В специализированных изданиях для руководителей УДО я в первую очередь ищу:
- практический опыт коллег. Истории успеха, описание реализованных проектов, примеры решения проблем — все это помогает увидеть возможности для развития своего учреждения и избежать ошибок;
- обновленную информацию по изменениям в законодательстве. Руководителю всегда важно держать руку на пульсе;
- возможность обратной связи. Ценно, когда издание предоставляет возможность задать вопрос экспертам или обсудить актуальные темы с коллегами.
Именно поэтому каждый выпуск вашего журнала я жду с нетерпением. Я нахожу в нем исчерпывающую информацию по всем этим вопросам и, что особенно ценно сейчас, свежий контент в рубриках «Вопрос месяца», «Ставим проблему», которые позволяют обмениваться опытом и оперативно решать насущные проблемы.
Какую художественную или философскую книгу вы бы порекомендовали прочесть каждому заведующему, чтобы найти вдохновение или новый взгляд на управление?
Я бы рекомендовала книгу Эдварда де Боно «Я прав — вы заблуждаетесь». И пусть вас не смущает, что предисловия к ней написали три нобелевских лауреата по физике. Эта книга — настоящий вызов для руководителей, призывающий к развитию критического мышления и умению видеть мир с разных точек зрения.
МАЭСТРО ОРКЕСТРА
Ольга Васильевна, какой управленческий стиль вы культивируете в детском саду?
Я стараюсь сочетать демократичный и трансформационный стили управления. Считаю важным вовлекать персонал в принятие решений, предоставлять им определенную свободу действий. Но в то же время моя задача — вдохновлять и мотивировать команду на инновации и значительные изменения, вести за собой.
Что в профессии заведующего, по вашему мнению, важнее всего — компетентность, эмпатия, стратегическое видение?
Я бы не стала разделять эти понятия, но для себя расставила приоритеты так: эмпатия, компетентность, стратегическое видение. Считаю, что прежде всего нужно уметь чувствовать людей, понимать их потребности и стремления. На основе этого уже необходимо расширять знания и навыки для решения задач. И, конечно, важно уметь видеть перспективу и направлять коллектив к достижению общих целей.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА