Стандартам следуем, инновации создаем
Что важнее для руководителя — сидеть в кабинете над отчетами или каждое утро с улыбкой обходить все группы, беседуя с сотрудниками и детьми? Оксана Михайловна МАКСИМКОВА, заведующий ГУО «Детский сад № 62» Национальной академии наук Беларуси, выбрала второе. В ее учреждении есть метеостанция, мини-автогородок и проекты с ботаническим садом, а педагог-психолог использует искусственный интеллект для создания сказок. Но главная инновация здесь — человеческие отношения. Как создать команду, превратить родителей в партнеров и где брать силы для такой работы — в нашем интервью.

ФИНАНСОВЫЙ РЕЦЕПТ
Оксана Михайловна, при всей скромности бюджетных возможностей ваш сад предлагает детям бассейн, кружки, экскурсии. Какой финансовый рецепт вы используете, чтобы все это работало? Поделитесь, как вам удается находить средства на развитие, сохраняя при этом качество основных услуг.
Финансовый рецепт прост — это три компонента, или, как говорят, три кита: бюджетная дисциплина, внебюджетная деятельность и партнерство. Бюджетное финансирование, конечно, покрывает основные нужды: зарплата сотрудников, питание воспитанников, коммунальные услуги. Но для уникальных проектов мы используем гибкие механизмы. Во-первых, это платные образовательные услуги, которые пользуются спросом у родителей (вырученные средства идут на развитие материальной базы). Во-вторых, мы привлекаем спонсорскую помощь, в т. ч. от родителей, но строго в рамках законодательства — на принципах добровольности и целевого использования. Я как руководитель выхожу с предложением к попечительскому совету детского сада либо представители попечительского совета вносят предложения по использованию спонсорской помощи. Информацию о том, куда были направлены средства, что приобретено и на какую сумму, можно увидеть на сайте детского сада.
«УМНЫЕ» РАСХОДЫ
Как вы распоряжаетесь бюджетом, чтобы каждая копейка работала на развитие УДО? Какие статьи расходов для вас — абсолютный приоритет и где вы находите резервы?
Абсолютный приоритет вычленить очень сложно, поскольку все направления важны для создания полноценной и безопасной среды. Ключевыми являются:
- создание безопасных условий пребывания воспитанников: от закупки игрового оборудования до проведения ремонтных работ внутри и на территории детского сада;
- организация качественного питания: расходы на приобретение продуктов питания для наших воспитанников;
- заработная плата сотрудников и средства на повышение их квалификации: это инвестиция в профессионализм и мотивацию.
А что касается резервов, то мы активно работаем над энергосбережением, постепенно переходя на энергоэффективные технологии. Кроме того, большая роль отводится культуре бережного отношения к имуществу детского сада со стороны как сотрудников, так и самих воспитанников.
СИНЕРГИЯ С АКАДЕМИЕЙ НАУК
Оксана Михайловна, расскажите о вашем сотрудничестве с Национальной академией наук Беларуси. Какие научные подходы вы внедряете в работу и как это влияет на развитие детей? Есть ли проекты, которые стали возможны благодаря этой связи?
Являясь ведомственным детским садом, находясь под крылом Национальной академии наук Беларуси, мы получаем уникальные возможности и огромное преимущество. Это открывает широкие горизонты для проектной и экскурсионной деятельности. Наши воспитанники с раннего возраста приобщаются к науке, получают знания, адаптированные под их возраст.
«Посадили мы цветынебывалой красоты» — проект с Центральным ботаническим садом НАН Беларуси.
«Вторая жизнь бумаги» — проект с Институтом природопользования НАН Беларуси, где дети видят, как из макулатуры получают новую бумагу.
«Тайны космоса» — увлекательное погружение в мир космоса при взаимодействии с Музеем истории НАН Беларуси и специалистами аэрокосмической отрасли.
«Детский сад и библиотека» — сотрудничество со знаменитой Центральной научной библиотекой имени Якуба Коласа НАН Беларуси.
«Фито- и ароматерапия как средство укрепления здоровья» — проект, направленный на оздоровление всех воспитанников.
«Наши друзья — деревья» — проект реализован при взаимодействии с Институтом экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича и Центральным ботаническим садом.
«Смехотерапия» — телевизионный проект в сотрудничестве с программой «Наукомания», призванный стать своего рода прививкой от трудных эмоциональных состояний.
«Наукомания», призванный стать своего рода прививкой от трудных эмоциональных состояний.
Педагоги нашего сада также проводят занятия в Центральном ботаническом саду, рассказывая детям о природе родного края. Все эти проекты помогают нам расширять границы образовательного пространства и делать обучение максимально познавательным и увлекательным.






ИЗЮМИНКИ ДЕТСКОГО САДА
Что, по вашему мнению, делает ваш сад уникальным? Какие инновационные фишки вы внедрили, чтобы дети получали максимум положительных эмоций и знаний?
Уникальность нашего детского сада — в синтезе фундаментального дошкольного образования и научно-исследовательского компонента, привнесенного сотрудничеством с НАН Беларуси. Мы стремимся развивать в детях задатки будущих ученых, учим мыслить, рассуждать, пробуждаем их любознательность.
Наши инновационные фишки включают:
- мини-лаборатории в каждой группе, где дети проводят наблюдения и эксперименты;
- метеостанцию — место для проведения наблюдений и построения логических цепочек;
- мини-автогородок, где воспитанники осваивают правила дорожной безопасности.
Особо хочу отметить работу нашего педагога-психолога Светланы Анатольевны Новицкой. Она успешно использует искусственный интеллект в роли методического помощника для разработки авторской методики развития эмоционального интеллекта. Это позволяет переводить сложные научные концепции, например классификацию эмоций Б. И. Додонова, на язык, понятный и интересный детям. Искусственный интеллект помогает генерировать иллюстрации, озвучивать сказки для уникальных методических продуктов — иллюстрированных книг и озвученных сказок-диафильмов. Это невероятно эффективный инструмент для развития эмоциональной грамотности у детей и взрослых.
ВОЛШЕБНАЯ АТМОСФЕРА
Оксана Михайловна, как вы создаете среду, где каждый сотрудник чувствует себя важным, а каждый ребенок — любимым?
Такая среда создается ежедневными маленькими шагами: каждое утро я с улыбкой обхожу все группы, беседую с каждым сотрудником, детьми, родителями. В практике работы сада есть пятиминутки благодарности, когда во время планерок мы отмечаем успехи коллег.
"Волшебная атмосфера создается не приказами и распоряжениями, а отношением к каждому сотруднику как ценностной личности. Для каждого сотрудника я нахожу слова благодарности и поддержки."
Я как руководитель стараюсь видеть в каждом сотруднике личность, учитывать его сильные стороны и создавать все условия для их раскрытия. Для каждого сотрудника я нахожу слова благодарности и поддержки. В нашем коллективе регулярно проводятся неформальные мероприятия, которые также работают на сплочение коллектива.
КАДРОВАЯ ГОЛОВОЛОМКА
Как вы находите и взращиваете настоящих профессионалов?
Мы ищем не просто специалистов с дипломом, а людей с призванием. Наша стратегия взращивания такова: с приходом молодого специалиста за ним закрепляется опытный наставник. Большая роль в этом процессе отводится заместителю заведующего по основной деятельности Алесе Николаевне Дайнеко.
В нашем учреждении существует так называемая система внутреннего роста: после анализа деятельности педагогов и специалистов им предлагается повысить квалификационную категорию. Значительное место занимает и среда доверия, когда педагог, чувствуя поддержку администрации, не боится проявлять инициативу и творить. Именно такие педагоги и остаются в памяти детей и родителей на всю жизнь.
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР
Как вы строите отношения с родителями, чтобы они стали не просто наблюдателями, а партнерами? Какие формы сотрудничества оказались самыми продуктивными?
Действительно, наши родители — наши партнеры. Они принимают активное участие в утренниках (играют роли), квестах, мастер-классах.
Совместные проекты с Центральным ботаническим садом НАН Беларуси, например «Посади дерево», где папы с детьми высаживали саженцы. А мамы участвовали в проекте «Наша замечательная клумба», подбирая и высаживая цветы.
Родительский клуб «Диалог», где в неформальной обстановке обсуждаются актуальные темы воспитания детей и построения детско-родительских отношений. Инициатором создания клуба выступила наш педагог-психолог Светлана Анатольевна Новицкая.
Такой формат сотрудничества позволяет создавать единое образовательное пространство, где интересы ребенка стоят на первом месте.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Когда возникают сложности в отношениях между педагогами, детьми или родителями, выступаете ли вы в роли детектива, чтобы найти истину и прийти к взаимопониманию?
В конфликтных ситуациях я не детектив, а скорее, реставратор доверия. Подход мой предельно прост: выслушать все стороны конфликта, дав возможность выговориться каждому. Затем сосредоточиться не на прошлом, а на будущем, задаваясь вопросом: что можно сделать, чтобы подобное не повторилось? Как договориться? Главное — сохранить уважение к каждой стороне конфликта и помнить, что цель у нас общая — благополучие ребенка.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИДЕАЛЬНОЙ КАРТИНКИ
Какие невидимые на первый взгляд проблемы приходится решать в детском саду и как вы с ними справляетесь?
В декабре 2025 г. детскому саду № 62 НАН Беларуси исполнилось 68 лет. Это солидный возраст, и, конечно, для поддержания здания в безопасном состоянии ежегодно проводятся ремонтные работы, которые, учитывая возраст учреждения, достаточно затратны.
И еще один бич многих УДО — кадровый дефицит, особенно это относится ктехническому персоналу: поварам и помощникам воспитателей. Мы активно размещаем объявления о наличии вакансий и делаем заявки на распределение поваров в технологические колледжи. В этом году из колледжа к нам пришел повар. Работа потихоньку движется, но требует постоянного внимания.
БУДУЩЕЕ — В НАШИХ РУКАХ
Оксана Михайловна, какие вызовы вы предвидите в сфере дошкольного образования и как вы готовите свой сад к этим изменениям?
На мой взгляд, главный вызов — это работа в условиях высокой родительской тревожности и цифровизация детства. Наш коллектив готовится, усиливая психолого-педагогическое сопровождение не только воспитанников, но и родителей. Мы внедряем цифровые инструменты для оперативной двусторонней связи (чаты, e-mail), но при этом пропагандируем живое общение. Наша задача будущего — стать для семьи не просто услугой, а надежным партнером в воспитании здорового и счастливого человека в быстро меняющемся мире.
СОВЕТ ОТ МУДРЕЦА
Какой самый ценный урок вы усвоили за годы работы и какой совет вы бы дали коллегам, столкнувшимся с похожими трудностями?
Самый ценный урок: нельзя управлять из кабинета. Нужно быть «на земле» — рядом и вместе с педагогами в группах, на кухне, на территории детского сада. А мой совет коллегам совсем прост: управляйте не страхом, а доверием.
"Инвестируйте в команду, и она окупит ваши вложения сторицей."
ЛИЧНЫЙ ПОМОЩНИК
Оксана Михайловна, как наш постоянный подписчик с 2020 г. вы, безусловно, хорошо ориентируетесь в материалах журнала. Просим вас поделиться профессиональным мнением: какие рубрики или типы статей вы считаете наиболее прикладными для решения ежедневных задач заведующего УДО? Ваш взгляд поможет нам точнее фокусировать контент на реальных потребностях руководителей.
Для меня необходимы все рубрики и материалы журнала. Статьи, посвященные юридическим аспектам деятельности, и управленческие кейсы бесценны. Особенно важны разборы сложных ситуаций с точки зрения соблюдения Кодекса об образовании и трудового законодательства — эти статьи помогают избежать ошибок.
КНИГА, МЕНЯЮЩАЯ МИР
Какую книгу вы бы порекомендовали каждому заведующему, чтобы она помогла ему увидеть возможности там, где другие видят проблемы?
Я бы рекомендовала книгу Януша Корчака «Как любить ребенка». Это не управленческий учебник, но она возвращает к главному смыслу нашей работы. Эта книга помогает осознать, что за всеми отчетами, цифрами и нормативными документами стоит Личность. И эта книга учит видеть возможность для диалога и развития в каждом, даже самом сложном, ребенке.
ДУША САДА
Что лично вас вдохновляет в работе и что вы считаете главным стержнем в профессии заведующего?
Главный стержень в профессии заведующего — ответственность:
- за жизнь и здоровье каждого маленького человека, посещающего наш детский сад;
- за атмосферу в коллективе;
- за доверие родителей и еще много за что.
А что меня вдохновляет? Когда я захожу утром в группы и вижу сияющие глаза деток, их счастливые улыбки.
БАЛАНС ЖИЗНИ
Как вам удается совмещать работу с личной жизнью, сохраняя при этом волшебную атмосферу вокруг себя?
Секрет — в умении делегировать полномочия и выстраивать надежную команду. Я окружила себя профессионалами, которым доверяю, и это позволяет не тонуть в рутине. Важно иметь хобби, отключающее от работы. Мое хобби — вязание. Петля за петлей, руки заняты, в голове нет лишних мыслей. Процесс вязания очень похож на медитацию.

по теме










