Понятие «имидж» появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского языка image — это «образ», «изображение», «отражение». Имидж — это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов.
С понятием имиджа тесно связана репутация учреждения. Отличие имиджа от репутации заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
Формирование благоприятного имиджа — процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.
Позитивный, оригинальный, отвечающий требованиям времени имидж повышает конкурентоспособность учреждения дошкольного образования в образовательном пространстве.
Структура имиджа учреждения дошкольного образования складывается из ряда представлений. Мы расставили их в определенной очередности.
Внешняя атрибутика учреждения
У каждого учреждения дошкольного образования свое «лицо». Внешний имидж, связанный с пятью человеческими чувствами, — это все, что можно увидеть, потрогать, понюхать, услышать, попробовать; символы, которые в сознании окружающих будут ассоциироваться с учреждением и вызывать определенное настроение.
Территория учреждения дошкольного образования
Территория учреждения дошкольного образования — это визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так и знакомство с учреждением начинается с территории. Любой посетитель, попадая на территорию нашего учреждения, обращает внимание на ее ухоженность.
Это и разноцветные клумбы, и чистые дорожки, и спортивное оборудование, т. е. каждый сразу понимает, что здесь работают люди, для которых детский сад — не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.
Логотип
Логотип — это, пожалуй, самый многофункциональный элемент. Он должен легко читаться, запоминаться, быть узнаваемым, качественным для печати и отражать, так или иначе, вашу философию.
В нашем учреждении дошкольного образования логотип располагается в центре холла. В нем отражено название нашего детского сада и рисунок, символизирующий это название. Также он присутствует на визитке, сайте, табличках на группах, в социальных сетях.
Традиции
Каждое учреждение дошкольного образования должно сохранять и приумножать традиции, т. к. это, безусловно, влияет на имидж учреждения.
За девять лет функционирования учреждения у нас также сформировались свои традиции, которые мы ценим и оберегаем.
Вот некоторые из таких мероприятий:
- большой благотворительный марафон, посвященный Дню защиты детей;
- большой праздник всего учреждения дошкольного образования с участием родителей, шефов и гостей — «День знаний»;
- день открытых дверей;
- выпускной бал;
- «Масленіца»;
- «Калядкі»;
- «Гуканне вясны» и т. д.
Продвижение учреждения на собственном сайте и в социальных сетях
Для создания имиджа учреждения дошкольного образования особая роль отводится использованию интернет-ресурсов. Сайт нашего учреждения имеет свои отличительные особенности, он красочный, доступный и информативный. Там мы размещаем различные презентационные видеоролики, которые знакомят посетителей сайта с нашим учреждением. Также в соцсетях имеется группа с регулярным обновлением новостной ленты и консультативным материалом для родителей воспитанников.
Визитка учреждения
Визитка — необходимая вещь в современном учреждении дошкольного образования. В нашем учреждении имеется большой красочный информационный стенд, который содержит информацию об учреждении, девиз, количество групп и т. д. Там же есть карман для размещения буклетов с консультативным материалом, очередного выпуска журнала — самиздата «Страна детства» — и многое другое.
Образ руководителя учреждения
Положительный образ руководителя также влияет на имидж учреждения дошкольного образования. Он формируется через интеллект, профессионализм, внешность, культуру общения заведующего.
На наш взгляд, человек, работающий руководителем учреждения дошкольного образования, должен иметь интуицию, уметь строить взаимоотношения с людьми разного возраста, образования, обладать лидерскими качествами, ставить амбициозные задачи перед собой и коллективом. Важная составляющая имиджа руководителя — самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения, внешний облик.
Верность и преданность своему делу являются первым слагаемым успеха, который приходит не сразу, а постепенно, с годами, с опытом.
Образ педагогических работников учреждения дошкольного образования
В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика. Она включает в себя профессиональный педагогический долг, а также справедливость, честь, авторитет, совесть и такт. Безусловно, нельзя не сказать о речевой культуре педагогического работника.
Работа над созданием имиджа работников нашего учреждения — это регулярный, длительный и сложный процесс, потому что имидж педагога, осуществляющего образовательный процесс в учреждении дошкольного образования, создает имидж самого учреждения.
В нашем учреждении дошкольного образования каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж. Кроме того, всех сотрудников, включая руководителя, объединяет общий имидж: внешний вид, культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манеры поведения, гордость за свое учреждение и воспитанников.
Качество образования
Профессионализм руководителя и педагогов напрямую влияет на качество оказания образовательных услуг, а следовательно, и на имидж учреждения дошкольного образования.
Основываясь на определении сущности дошкольного образования, зафиксированного в государственных образовательных стандартах дошкольного образования, категорию «качество дошкольного образования» можно трактовать как удовлетворение запросов семьи, общества и государства на разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
В нашем учреждении созданы все условия для профессионального развития педагогических работников, в т. ч. и в целях повышения рейтинга учреждения.
Значительную роль в повышении профессионального мастерства педагогов имеет методическая работа в период межкурсовой подготовки.
Для определения особенностей имиджа ежегодно проводится изучение мнения родителей.
Создание психологического комфорта
Создание психологического комфорта необходимо для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Психологический комфорт определяется удобством развивающего пространства, наличием положительного эмоционального фона.
Заключение
Таким образом, для формирования привлекательного и неповторимого имиджа учреждение дошкольного образования должно иметь:
- четко определенные приоритеты, собственную философию, видение будущего;
- профессиональных педагогических работников, стремящихся к постоянному совершенству;
- уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций;
- качественные образовательные услуги, в т. ч. на платной основе;
- связь с разными социальными институтами;
- яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
- систему целевой подачи информации о своем потенциале и успехах.