Имиджбилдинг — технология формирования и закрепления успешного имиджа персоны, компании, товара и услуги, территории, организации и т. д. Это способ позиционирования носителя имиджа и формирования репутационного капитала, необходимого для продвижения и удержания желаемых позиций в честной конкурентной борьбе.
Сегодня привычно соотносить имидж с образом делового человека. Хотя, на мой взгляд, это слово больше отражает явления, которые раньше описывались при помощи других понятий: стиль, образ, манеры, индивидуальность, репутация, доброе имя, символ, внешний облик.
Имидж (от англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик. Если обратиться к словарю С. И. Ожегова, то можно обнаружить, что в русском языке слово «образ» имеет пять разных значений: 1) вид, облик; 2) представление о ком-нибудь, о чем-нибудь; 3) обобщенное художественное отражение действительности; 4) тип, характер; 5) порядок, способ.
Что такое имидж для дошкольного учреждения?
Имидж всегда являлся незаменимым элементом эффективного управления дошкольным учреждением образования.
Учитывая то, что управленцы учреждений образования зависимы от мнения родителей, заведующим важно научиться искусству «самопрезентации» своего учреждения, коллектива, содержания образовательного процесса. Именно «на имидж» детского сада «идут» родители, полагаясь на общественное мнение. А, как известно, общественное мнение является основополагающим при формировании имиджа. Именно оно создает репутацию как руководителя, так и учреждения.
Сегодня заведующий в довесок ко всем своим обязанностям должен быть и «репутационным менеджером», который обаятелен, имеет приятные интонации и тембр голоса, ораторские способности, выдержанные манеры и т. д. Как говорил древнегреческий ученый Ксенофонт, «никто не может ничему научиться у того человека, который не нравится». Поэтому хороший имидж в дошкольного учреждения образования — это состояние, когда всё и всем нравится!
Из чего складывается имидж в дошкольном учреждении?
Внешний имидж складывается из общей оценки учреждения внешним сообществом, а внутренний имидж формируется на основе коллективного мнения работников самого учреждения образования.
Для дошкольных учреждений выделим следующие характерные виды имиджа.
1. Вербальный имидж передает «как» и «что» говорит человек: тембр голоса, интонация, темп речи, произношение, ораторские способности, грамотность и содержание речи.
2. Невербальный имидж — это имидж, основанный на информации, которая передается не словами (жесты, мимика, походка, манера приветствия и прощания, дистанция, зрительный контакт и т. д.).
3. Деловой имидж отражает деятельность человека: его планы и их реализацию; деловые качества (ответственность, организованность, упорство); предметную атрибутику (портфель, деловой костюм, обувь, аксессуары и т. д.).
4. Габитарный имидж. Габитус (лат. «habi» — на, «tus» — внешность, наружность) — внешний облик, во многом определяемый природными данными. При этом во внешности каждого человека обязательно присутствуют и социальные наложения (татуаж, макияж, одежда, украшения). Иными словами, габитарный имидж складывается из следующих компонентов: конституция, прическа, одежда, предметы, которые человек носит с собой.
5. Корпоративный имидж связан с восприятием дошкольного учреждения общественностью, людьми, которые там работают. Для позитивного развития данного вида имиджа важно учитывать мнение и отзывы коллектива, родителей воспитанников, детей и других заинтересованных лиц.
Что разрушает имидж?
1. Неинформированность — отсутствие необходимых знаний о том, что такое имидж и как им управлять.
2. Пассивность — отсутствие действий, сформированное ложное убеждение в том, что имидж формируется сам по себе.
3. «Черный PR» — использование приемов по принципу «для достижения цели все средства хороши».
4. Неофобия — страх изменения имиджа.
5. Кадровый голод — нехватка профессионалов в штате.
Как создать позитивный имидж?
Для того, чтобы создать положительный имидж, руководителю необходимо:
1. Обладать стратегическим видением.
2. Осмыслить корпоративную миссию, которая может выражаться развернуто (например, в уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных документах) и / или в виде корпоративного лозунга.
3. Выстраивать имидж на основании реальных достоинств учреждения, результатов его деятельности, т. е. стремиться к корпоративной идентичности.
4. Налаживать отношения с родителями и общественностью, демонстрируя, какие характеристики выгодно отличают дошкольное учреждение и деятельность его коллектива от других учреждений, т. е. демонстрировать корпоративную индивидуальность.
5. Регулярно на официальном сайте учреждения, в социальных сетях информировать о своей деятельности. Сайт является средством виртуальной презентации учреждения образования, его рабочим инструментом (иногда основным), демонстрирующим профессионализм работников. Страница учреждения дошкольного образования в виртуальном пространстве оценивается по эстетическим, информационным (свежесть, полнота, доступность изложения и т. д.), функциональным (удобство поиска необходимых рубрик), креативным критериям.
Таким образом, имидж учреждения дошкольного образования зависит от активности и заинтересованности самого руководителя, от его личностных качеств и желания развиваться. Как указывалось ранее, имиджбилдинг предполагает стремление к корпоративной индивидуальности, т. е. к отличию от других учреждений. Здесь идет речь о брендинге учреждения.
Брендинг учреждения образования — это не создание дизайна, стилистики и запоминающегося названия. Это искусство создания особого имиджа учреждения, его смыслов и особых характеристик. Это коллективный творческий процесс, который включает в себя поиск формы, знаков и символов, преобразование предметно-пространственной и коммуникативной среды для утверждения уникальности учреждения. Обычно результат этого процесса можно наблюдать в холлах или на официальных сайтах учреждений дошкольного образования в виде логотипов.
Далее читайте мнение эксперта к данной статье.