В продолжение темы… Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"
Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"
Мнение эксперта к статье Н. Котовой "Имиджбилдинг: проектирование успешности учреждения образования"
Модное слово «имиджбилдинг» по отношению к учреждениям образования означает целенаправленный процесс создания образа (имиджа) этого учреждения для его представления в самом выгодном свете.
Казалось бы, а для чего надо создавать такой образ?
Причин выделяют несколько.
Во-первых, родители, выбирая детский сад для своего ребенка, всегда ориентируются на субъективные оценки других людей. Поэтому от того, какое мнение сложилось у тех, кто уже знаком с дошкольным учреждением, зависит репутация этого учреждения в долгосрочной перспективе.
Можно возразить, что сейчас родителям не из чего выбирать. За каждым учреждением образования закреплен микрорайон, и только дети из этого микрорайона могут посещать данное учреждение. Причем независимо от того, хорошая репутация у детского сада или не очень.
Во-вторых, есть связь с привлечением дополнительных денежных средств — внебюджетная деятельность детского сада. Больше детей — больше платных услуг!
В-третьих, разве вы не замечали, что учреждение с хорошей репутацией чаще имеет доступ к лучшим финансовым и материальным ресурсам?.. Причем как бюджетным, так и ко внебюджетным. Такова психология людей. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность (предприниматели рассчитывают на взаимную пользу от такого сотрудничества).
В-четвертых, педагоги всегда стремятся попасть на работу именно в учреждение с устойчивым позитивным имиджем. Значит, у заведующего такого учреждения появится возможность выбирать лучших из лучших, а не довольствоваться теми, кого пришлют, чтобы закрыть образовавшуюся вакансию.
Наконец, немаловажно и то, что в детском саду, о котором звучат только положительные отзывы, создается особый климат, дающий педагогам удовлетворение от своего труда стремление к саморазвитию, формирующий у родителей доверие к учреждению.
Разве перечисленного недостаточно, чтобы задуматься над созданием положительного образа своего дошкольного учреждения в сознании общества?..
Вообще, у любого учреждения образования уже есть имидж вне зависимости от того, работали над его созданием или нет. Но положительная известность не появится сама по себе. Над ней нужно целенаправленно и постоянно работать.
Проблема формирования имиджа учреждения — явление достаточно новое в области управления, поэтому рассмотрение особенностей этого процесса лучше вести поэтапно и по двум направлениям: внешний имидж и внутренний.
Технологий может быть много, но в общем виде алгоритм формирования внешнего имиджа дошкольного учреждения может включать следующее.
Необходимо взглянуть на свое учреждение образования как бы со стороны. Провести анализ сложившейся культуры (система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения педагогов; язык общения внутри коллектива и др.).
После этого следует проанализировать сложившиеся представления о дошкольном учреждении. Для этого необходимо изучить мнения родителей, самих педагогов (анкеты, обзор мнений в интернете, публикации в СМИ и др.), а также выяснить то, чего хочет общество от детского сада. Полезной будет любая информация.
В результате вы получите четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны учреждения образования.
Далее процесс формирования имиджа учреждения становится проще: популяризация сильных сторон и работа с исключением или минимизацией проблем при одновременном поиске своей изюминки. Такой изюминкой может стать направленность воспитания и обучения или, как раньше говорили, уклон (эстетический, спортивный и т. д.); оказываемые дополнительные образовательные услуги; внешняя атрибутика, предполагающая наличие фирменного стиля (символики) и др.
С учетом того, что самому руководителю хвалить свое учреждение не совсем корректно, популяризацию сильных сторон детского сада лучше вести с помощью родителей, социальных партнеров, сайта учреждения и СМИ. Конечно, не заставляя силой говорить хорошее, а создавая ситуации, когда человек сам хочет высказать слова благодарности детскому саду (за дисциплину и порядок, воспитанность детей, качественное обучение, интересное мероприятие, доброе отношение педагогов к детям, психологический комфорт, заботу и т. п.).
В этом отношении родители воспитанников являются самым главным ориентиром в имиджевой работе, потому что они могут дать настоящую оценку работе детского сада и скорректировать общественное мнение и мнение своих детей об учреждении.
Кроме того, собственный сайт может стать хорошей площадкой для формирования положительного имиджа учреждения.
В то же время хочу обратить внимание на возможные ошибки в ведении сайтов, которые не способствуют улучшению имиджа учреждения образования.
Важнейшей фигурой в детском саду для родителей и их детей является педагог. При этом на сайтах многих учреждений образования информация о педагоге (стаж, уровень образования, достижения в работе, награды и др.) отсутствует.
Рекламируя детский сад с помощью сайта, не переусердствуйте и в обещаниях. Лучше показать скромный перечень реально и на высоком уровне оказываемых услуг, чем обозначить широкий набор, большая часть пунктов из которого не выполняется.
Положительный внешний имидж создает распространение разного рода рекламных информационных материалов (значков, ручек, карандашей с эмблемой дошкольного учреждения, листовок, буклетов), сувенирной продукции, использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности (городские и районные праздники и мероприятия).
Формирование внутреннего имиджа учреждения дошкольного образования — более сложная задача в силу ее многогранности. Дело в том, что суть внутреннего имиджбилдинга — в создании духа корпоративности в коллективе, который позволяет каждому работнику ощутить себя нужным и востребованным.
А для этого следует начинать с формирования положительного образа коллектива. Необходимо обратить внимание на индивидуальные особенности (внешний облик, характер, обаяние, культура), социальные (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности) и профессиональные характеристики работников (знание технологий обучения и воспитания, основ функционирования дошкольного учреждения, педагогическая, социальная и управленческая компетентность) и при необходимости осуществлять коррекцию штатного состава.
Заведующему детским садом не нужно пренебрегать созданием в рамках действующего законодательства своей гибкой системы материальных и моральных поощрений. Полезно также уделять внимание личным праздникам всех работников (к примеру, день рождения, юбилейная дата с начала работы в саду), а также выделить особые праздники в жизни дошкольного учреждения (день основания, день выпускника, юбилейный выпуск и т. д.) и организовать их отмечание всем коллективом.
Не следует игнорировать и мелочи. Наведение и соблюдение порядка на всей территории, создание общего стиля помещений детского сада в соответствии с его традициями, особенностями его деятельности и финансовыми возможностями (гармоничная цветовая гамма помещений, единый стиль функциональных табличек на дверях, указателей и т. п.) также формируют чувство единства, вырабатывают дисциплину и порядок.
Полагаю, что многие руководители учреждений образования могут дополнить формы и методы формирования внешнего и внутреннего имиджа своего детского сада.
В любом случае, создание системы целевой подачи положительной информации о дошкольном учреждении потенциальным его потребителям сформирует в их глазах неповторимый привлекательный образ учреждения, а работа над внутренним имиджем будет способствовать соответствию созданного образа действительности.