Утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

Утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

Накануне нового учебного года постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 07.08.2019 № 525 утверждены Специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее — Специфические требования), которые распространяют свое действие на учреждения образования вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением воспитательно-­оздоровительных учреждений). Специфические требования вступили в силу с 15 августа этого года.

Рассмотрим, какие вопросы урегулировал документ применительно к учреждениям дошкольного образования.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

1580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сфера действия Специфических требований

Специфическими требованиями устанавливаются:

  • общие требования к размещению учреждений образования и их территории, планировочной структуре зданий, санитарно-­техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, производственному обучению, практике, распорядку дня, медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях образования;
  • отдельные требования к учреждениям образования с учетом типа учреждения образования (учреждениям дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы профессионально-­технического образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы среднего специального образования, учреждениям дополнительного образо­ва­ния детей и молодежи, социально-­педагогическим учреждениям и школам-­интернатам для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • требования к питанию обучающихся (общие требования к организации питания обучающихся, требования к размещению и устройству объектов питания, оборудованию, инвентарю и посуде, личной гигиене работников, транспортировке и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания, рационам питания детей, технологии приготовления блюд в объектах питания детей).

Обязанности руководителя

Руководитель учреждения должен обес­печить:

  • санитарно-­эпидемиологическое благополучие в учреждении, в т. ч. прохождение административных процедур в области обеспечения санитарно-­эпидемиологического благополучия, предусмотренных законодательными актами;
  • реализацию мер в отношении обучающихся и работников по запрету на курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака на территории и в помещениях учреждения.

Требования к прохождению медицинских осмотров

Отдельные категории работников учреждений должны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и в дальнейшем периодические осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Гигиеническое обучение должны проходить:

  • работники объектов питания — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в год;
  • руководители, воспитатели и помощники воспитателей учреждений дошкольного образования, уборщики помещений, работники плавательных бассейнов (операторы и медицинские сестры хлораторных установок) и прачечных (кастелянши, рабочие по стирке и ремонту спецодежды и др.), заведующие хозяйством, заместители руководителей по административно-­хозяйственной работе учреждений — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в два года;
  • работники водопроводных сооружений и канализационного хозяйства (слесари-­сантехники) — перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в три года.

Требования к размещению учреждений и их территории

Земельный участок учреждения должен находиться за пределами санитарно-­защитных зон, обеспечивать отвод поверхностных вод, иметь подъездные пути.

Кроме этого, по внешнему периметру участок учреждения следует ограждать полосой кустарниковых насаждений, деревьями. Также со стороны примыкающих улиц и проездов или по всему периметру учреждений для детей-­сирот, учреждений специального, дошкольного образования, специальных учебно-­воспитательных и специальных лечебно-­воспитательных учреждений необходимо предусмотреть строительное ограждение.

На территории учреждения для детей должны выделяться функциональные зоны для отдыха (игр), физкультурно-­спортивная и хозяйственная зоны.

Справочно: учреждения для детей — учреждения дошкольного образования, специальные дошкольные учреждения, учреждения общего среднего, специального, профессионально-­технического, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, социально-­педагогические учреждения, специальные учебно-­воспитательные и специальные лечебно-­воспитательные учреждения.

В зоне отдыха (игр) в учреждениях дошкольного образования, учреждениях для детей-­сирот необходимо выделять места с теневыми навесами, верандами или террасами.

Хозяйственная зона в учреждении должна иметь отдельный въезд. В ней размещаются здания хозяйственного назначения, а также площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов.

Площадку для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов следует ограждать на высоту выше емкостей для сбора отходов, снабдить твердым покрытием и располагать на расстоянии не менее 20 м от окон здания учреждения, зон отдыха (игр) и физкультурно-­спортивной зоны.

Кроме этого, необходимо использовать мусоросборники с закрывающимися крышками.

Также на территории и в здании учреждения должны быть созданы условия для сбора мусора.

Спортивное и игровое оборудование, находящееся на территории учреждения, должно быть исправным и хорошо поддаваться очистке.

В зимнее время в учреждениях для детей дорожки следует посыпать песком.

Территория учреждения в вечернее время должна быть хорошо освещена. Для поверхности земли предусмотрен уровень освещенности не менее 20 люкс, а для игровых площадок и физкультурно-­спортивной зоны — не менее 40 люкс.

Песок для наполнения песочниц в учреждениях для детей следует завозить из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о непревышении гигиенических нормативов содержания в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов. Песок должен быть чистым, без посторонних примесей.

По окончании рабочего дня песочницы необходимо закрывать крышками. Перед игрой песок следует увлажнять.

Общие требования к санитарно-­техническому благоустройству учреждений

Здания учреждений необходимо оборудовать централизованными системами хозяйственно-­питьевого, горячего водоснабжения и водоотведения, отопления, системами механической вентиляции и кондиционирования воздуха.

В случае отсутствия в сельском населенном пункте централизованной системы водоснабжения, водоотведения или отопления допускается обеспечивать учреждение, в т. ч. объект питания, питьевой водой из нецентрализованных источников, водоотведение организовывать через водонепроницаемые выгребы с последующим своевременным удалением стоков, а также отапливать помещения через местные котельные.

В каждом помещении учреждения должна быть возможность круглогодичного проветривания при помощи фрамуг и форточек, створок стеклопакетов.

Значения оптимальной температуры воздуха в помещениях учреждений в холодный период года установлены в Приложении 6 к Специфическим требованиям. При этом относительная влажность воздуха в помещении должна быть от 30 % до 60 %. Пребывание обучающихся в помещениях с наличием плесени не допускается.

Справочно: в учреждениях запрещено использовать ртутные термометры, в т. ч. для измерения температуры тела, а также средства обучения с ртутным наполнением.

Общие требования к оборудованию помещений учреждений

Следует использовать кровати с твердым ложем. Для детей в возрасте до трех лет и для детей с заболеваниями опорно-­двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, при этом использование двухъярусных кроватей в таком случае запрещается.

Для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-­трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня.

Кровати необходимо расставлять так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.

Справочно: в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.

Общие требования к содержанию помещений учреждений

Все помещения учреждений, оборудование помещений, включая спортивное оборудование и спортивный инвентарь, торгово-­технологическое и санитарно-­техническое оборудование, должны содержаться в чистоте.

Также Специфические требования включают следующие нормы:

  • ковры следует ежедневно очищать пылесосом или влажной щеткой, при необходимости подвергать их химической чистке;
  • электросветильники и окна необходимо очищать по мере их загрязнения, но не реже одного раза в три месяца;
  • игрушки нужно ежедневно мыть теплой водой с применением моющих средств;
  • игрушки для игры на улице следует мыть непосредственно на территории учреждения.

Кроме того, медицинские работники, помощники воспитателей, работники прачечных, уборщики помещений в учреждениях должны быть обеспечены санитарной одеждой. Смену санитарной одежды следует проводить по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Справочно: работникам учреждений нельзя хранить верхнюю одежду, обувь, головные уборы, личные вещи совместно с санитарной одеждой. Также запрещено надевать верхнюю или ­какую-либо другую одежду на санитарную.

Общие требования к образовательному процессу и воспитанию в учреждениях

Образовательный процесс в учреждениях для детей должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом об образовании, при их соответствии санитарно-­эпидемиологическому законодательству.

Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:

  • сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
  • обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна.
  • При этом в учреждениях для детей:
  • продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием преду­сматривается согласно Приложению 11 к Специфическим требованиям;
  • продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круг­лосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5–2 часа;
  • отдельные учебные занятия (занятия) (кроме учебных занятий по физической культуре) допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °C;
  • руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха:
    –15 °C и ниже для детей в возрасте до трех лет;
    –18 °C и ниже для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
    –22 °C и ниже для детей в возрасте от 7 лет.
  • во время прогулки следует обеспечить двигательную активность детей, соответствующую погодным условиям одежду и обувь.

Общие требования к медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях

В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях допускается предусматривать одну палату медицинского изолятора.

В целях предупреждения заноса и распространения кожных заразных и инфекционных заболеваний в учреждениях для детей медицинские работники должны:

  • контролировать своевременность прохождения медицинских осмотров детьми и работниками, проведения профилактических прививок детям в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, осматривать детей на педикулез в порядке, определенном Министерством здравоохранения;
  • после выходных, праздничных дней и каникул в местах проживания обучающихся проводить опрос и выборочные профилактические осмотры детей в целях выявления заболевших;
  • выявленного заболевшего ребенка своевременно изолировать (в медицинском изоляторе при его наличии) с последующей госпитализацией в соответствующую организацию здравоохранения или отправкой по месту жительства с одновременным информированием организации здравоохранения;
  • организовывать и контролировать проведение санитарно-­противоэпидемических мероприятий, обеспечить наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными.

Справочно: принимать в учреждение и лечить в медицинском изоляторе обучающихся с кожными заразными и острыми инфекционными заболеваниями запрещено.

Отдельные требования к учреждениям дошкольного образования

Количество групповых площадок, теневых навесов, веранд или террас на территории учреждения дошкольного образования должно соответствовать количеству групп.

На групповых площадках следует обеспечить травяное покрытие, покрытие из утрамбованного грунта (иное аналогичное покрытие).

Учреждения дошкольного образования при соблюдении Специфических требований допускается размещать во встроенно-­пристроенных, пристроенных или встроенных в жилые дома помещениях.

Согласно требованиям встроенно-­пристро­енные или пристроенные к жилым домам помещения учреждений дошкольного образования должны размещаться не выше второго этажа вместимостью не более чем на 75 детей. При этом следует выделить самостоятельный огражденный земельный участок с игровыми площадками, а также обеспечить помещения автономными системами водоснабжения, канализации, отопления, механической приточно-­вытяжной и естественной вытяжной вентиляции, предусмотреть звукоизоляцию и гидроизоляцию от помещений жилого здания.

Встроенные в жилые дома помещения учреждений дошкольного образования могут размещаться на первых этажах вместимостью не более чем на две группы с кратковременным пребыванием (не более 7 ч) детей в возрасте от 3 до 7 лет. При этом на озелененной придомовой территории должна быть оборудована игровая площадка площадью не менее 90 м2 на группу (10–12 детей) с теневым навесом или крытой верандой, обеспечен нормируемый объем помещений с учетом их высоты от пола до потолка, созданы условия для подогрева доставляемой горячей пищи (или приготовления пищи) при длительности пребывания воспитанников от 4 до 7 ч. При длительности пребывания воспитанников от 5 до 7 ч следует обеспечить условия для организации дневного сна.

Справочно: учреждения дошкольного образования допускается размещать в отдельном блоке здания учреждения общего среднего образования при соблюдении Специфических требований по составу, оборудованию и площадям помещений, их инсоляции, санитарно-­техническому благоустройству, оборудованию игровых площадок.

В здании учреждений дошкольного образования необходимо предусматривать помещения групповых ячеек, физкультурно-­оздоровительного (музыкальный и спортивный залы или музыкально-­гимнастический зал), медицинского, административно-­хозяйственного назначения (помещения объекта питания, прачечной, служебные и бытовые помещения).

В помещения групповых ячеек должны быть обустроены отдельные входы.

Общий вход может предусматриваться на две групповые ячейки для детей в возрасте до 3 лет и на две-четыре групповые ячейки для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

При проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании здания допускается возможность увеличения количества групповых ячеек с одним входом при обеспечении возможности организации отдельного входа в случае осложнения санитарно-­эпидемической ситуации в группе.

Состав и площади помещений групповой ячейки учреждений дошкольного образования установлены согласно Приложению 14 к Спе­цифическим требованиям.

В составе групповой ячейки для детей в возрасте до 3 лет предусматриваются спальни и игровые, а для детей в возрасте от 3 до 7 лет игровые допускается совмещать со спальней (игровые с зоной отдыха).

Все помещения групповой ячейки должны быть размещены на одном этаже.

Допускаются объединение и размещение на первом этаже раздевальных для двух-четырех групп детей в возрасте от 3 до 7 лет, в т. ч. расположенных на втором и третьем этажах.

В приемных-­раздевальных групповых ячеек должны находиться шкафы для верхней одежды детей, предусматривающие разделение хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейки и шкафы для верхней одежды работников учреждения.

В туалетных помещениях следует предусмотреть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков.

Основные составляющие режима дня детей в учреждениях дошкольного образования необходимо предусматривать с учетом продолжительности обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием согласно Приложению 11 к Специфическим требованиям.

Справочно: в учреждениях дошкольного образования с пребыванием 10,5 ч и более прогулки детей на открытом воздухе следует организовывать не реже двух раз в день. При этом они должны иметь общую продолжительность не менее 3 ч 20 мин.

Необходимо, чтобы при организации занятий (игр) нагрузка для детей дошкольного возраста соответствовала типовому учебному плану и учебной программе дошкольного образования с учетом состояния здоровья, психофизиологической подготовленности детей.

В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.

Занятия с детьми в рамках оказания дополнительных образовательных услуг допускается организовывать не ранее чем со средней группы (от 4 до 5 лет). Продолжительность занятия должна составлять от 20 до 35 мин в соответствии с возрастом воспитанников.

Дополнительные занятия должны проводиться не чаще двух раз в неделю для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет) и трех раз в неделю для воспитанников старшей группы (от 5 до 7 лет).

Организация занятий в приемных-­разде­вальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями, запрещается.

При организации дополнительных образовательных услуг не допускается сокращение продолжительности дневного сна и пребывания на открытом воздухе. 

1580 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок