В сентябрьском номере журнала мы разобрались, что изменилось в требованиях к воспитателям и воспитателям-методистам и какие возможности открывает профстандарт для трудоустройства специалистов (Дедюля О. Утвержден профессиональный стандарт работников УДО // Руководитель учреждения дошкольного образования. — 2025. — № 9. ).
Что нужно знать о профстандарте
Теперь при определении квалификации и требований к работе воспитателя нужно руководствоваться профстандартом который вступил в силу с 10 сентября 2025 г. Одновременно с этим должности «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель-методист» исключены из выпуска 28 ЕКСД.
Включение должностей в профстандарт не привело к изменению наименования должностей, внутридолжностного категорирования, кода должности.
Замена квалификационных характеристик на профессиональные стандарты была начата в 2024 г. (после внесения с 1 января 2024 г. изменений в ТК), и теперь она затронула воспитателей дошкольного образования.
Согласно ТК наименование должности служащего должно соответствовать квалификационным справочникам и профессиональным стандартам. По разъяснениям Министерства труда и социальной защиты, профессиональный стандарт является аналогом тарифно-квалификационной характеристики. Поэтому до недавнего времени нанимателям предоставлялось право самостоятельно принимать решение о применении квалификационных характеристик либо профессиональных стандартов. Однако в связи с исключением должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель-методист» из выпуска 28 ЕКСД у нанимателя фактически нет выбора.
Важно! С 1 сентября 2025 г. вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс об образовании. Теперь на уровне Кодекса закреплено применение профессиональных стандартов в отношении педагогических работников.
Что нового в квалификационных требованиях
Министерство труда и социальной защиты отмечает расширение возможностей для трудоустройства на должность «Воспитатель дошкольного образования».
Для этого у соискателя должны быть:
- среднее специальное (педагогическое) образование или переподготовка по профилю «Педагогика»;
- общее среднее образование плюс обучение в вузе по специальности «Дошкольное образование» (при условии окончания не менее двух курсов);
- высшее образование (с последующим направлением на переподготовку по специальности «Дошкольное образование»).
Что это значит на практике:
- студенты, отучившиеся два курса по специальности «Дошкольное образование», могут трудоустраиваться воспитателями;
- специалисты с высшим образованием (любым) также могут работать воспитателями при условии последующего прохождения переподготовки.
Это важно
При работе с детьми с ОПФР, нуждающимися в персональном сопровождении, повышение квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра обязательно.
Алгоритм составления должностной инструкции на основе профстандарта
1. Издание приказа
Согласно подп. 4.1 п. 4 Рекомендаций в приказе о создании рабочей группы по организации применения профессионального стандарта определяются задачи, сроки их выполнения и работники, ответственные за их выполнение.
В состав рабочей группы могут входить:
- заведующий;
- заместители заведующего;
- руководители структурных подразделений;
- представитель профсоюза и другие работники.
Можете ознакомиться:
пример приказа о создании рабочей группы по организации применения профессионального стандарта.
2. Проведение заседания рабочей группы и составление плана-графика внедрения профстандарта
План мероприятий по внедрению профстандарта включает:
- разработку и утверждение положения, регламентирующего установление соответствия работников УДО требованиям профстандарта;
- ознакомление работников с содержанием профстандарта;
- приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями профстандарта.
3. Определение требований к квалификации и перечня трудовых функций воспитателей
В профстандарте квалификационные требования определяются отдельно по каждой трудовой функции. Это позволяет достаточно четко определить квалификационные требования по штатной единице и уточнить объем функциональных обязанностей по должности с учетом квалификации работника.
Должностная инструкция не должна дублировать дословно трудовые функции и трудовые действия по конкретной должности служащего, отраженные в профстандарте.
По сути, в профстандарте нет именно должностных обязанностей (примерного перечня работ). Это набор обобщенных трудовых функций, которые состоят из отдельных трудовых функций, а последние — из трудовых действий. Трудовые действия — это тоже новое, характерное только для профессиональных стандартов описание функциональных обязанностей служащего. При этом профессиональный стандарт представляет собой своеобразный «Лего» трудовых функций. Наниматель может выбрать необходимые конкретно ему на определенном рабочем месте трудовые функции и на их основании определить квалификационные требования по должности служащего.
4. Тарификация работ
Оплата труда воспитателей дошкольного образования осуществляется в т. ч. согласно постановлению № 71 и не зависит (напрямую) от образования работника (зависит от наличия квалификационной категории).
5. Определение формы должностной инструкции
Законодательство не содержит унифицированной (обязательной) или типовой формы должностной инструкции. Кроме того, в Общих положений ЕКСД не приводится даже определения должностной инструкции.
Согласно п. 10 Общих положений ЕКСД должностная инструкция служащего разрабатывается и утверждается нанимателем в соответствии с содержанием «Должностных обязанностей» квалификационной характеристики должности служащего, которую он занимает.

Структура должностной инструкции, полагаем, должна претерпеть изменения с учетом иного построения профстандарта по сравнению с тарифно-квалификационной характеристикой.
Так, в профстандарте:
- отдельно по каждой трудовой функции определяются квалификационные требования, требования к знаниям;
- появляются новые (по сравнению с квалификационной характеристикой) требования к навыкам;
- по-другому выстраиваются функциональные обязанности;
- содержатся дополнительные требования и сведения. Например, специальные условия допуска к работе, требования к деловым качествам работника, описание используемого при выполнении работ инструментария и т. п.
Все это не может не влиять на форму и структуру должностной инструкции, которая разрабатывается на основании профстандарта. Возможно, Министерство труда и социальной защиты со временем подготовит рекомендации по составлению должностной инструкции.
Учитывая, что должностная инструкция — это локальный правовой акт (с учетом ст. 194 ТК), унифицированная (типовая) форма которого отсутствует, наниматель самостоятельно определяет форму должностной инструкции, но все же с обязательным ее построением с учетом Общих положений ЕКСД, Рекомендаций, а также профстандарта.
По мнению автора, в такой должностной инструкции можно выделить главу, посвященную трудовым функциям, и отдельно по каждой трудовой функции описать требования к знаниям и навыкам.
Кроме того, напомним, что в должностной инструкции должны быть отражены:
- основные права и обязанности сторон, а также дополнительные права и обязанности педагогических работников согласно Кодексу об образовании;
- обязанности по соблюдению установленного законодательством порядка обработки персональных данных (согласно рекомендациям Национального центра защиты персональных данных). Конкретный перечень таких обязанностей определяется в каждом конкретном случае исходя из специфики деятельности работника.
От редакции: какие обязанности внести в должностные инструкции работников, причастных к обработке персональных данных, читайте Стренковский С. Персональные данные: изменениe должностных инструкций // Руководитель учреждения дошкольного образования. — 2025. — № 2.
6. Утверждение должностной инструкции
Согласно п. 48 Инструкции № 65 документ может утверждаться двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи или издания распорядительного документа (составления протокола). Оба способа имеют одинаковую юридическую силу.
Соответственно, должностная инструкция может быть утверждена непосредственно заведующим или уполномоченным им лицом либо приказом.

От редакции: электронное пособие «Сборник готовых решений. Должностные инструкции для воспитателей по профстандарту»УЖЕ В ПРОДАЖЕ в рубрике Пособия.
Сборник, подготовленный юристом Владимиром Самосейко, содержит готовые образцы должностных инструкций, учитывающие все требования к квалификации и функциям воспитателей. Адаптируйте примеры под ваше УДО и сэкономьте время на разработке документов!