Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Допускается ли включение в должностную инструкцию работника условия о выполнении им обязанностей временного отсутствующего работника того же подразделения на время отпуска либо временной нетрудоспособности?


Не допускается.

Согласно ст. 67 ТК работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата.

Дополнительная работа может выполняться, в частности, в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, под которым понимается выполнение работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы как по другой, так и по такой же должности служащего (профессии рабочего) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.

Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником, а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — Правительством или уполномоченным им органом (ч. 3 ст. 67 ТК).

В бюджетных организациях доплаты за совмещение должностей служащих (профессий рабочих), расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией, устанавливаются в размере до 100 % (включительно) оклада в зависимости от объема выполняемых работ, рассчитанного по должности служащего (профессии рабочего), по которой производится совмещение, расширение зон обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполняются обязанности. Конкретный размер доплаты устанавливается нанимателем (ч. 1 п. 14 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13).

Согласно законодательству вопросы целесообразности поручения исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, а также определения размеров доплат относятся к компетенции нанимателя.

При поручении работнику дополнительной работы по другой профессии рабочего (должности служащего) наниматель должен учитывать специфику вида деятельности, характер выполняемых работником обязанностей, другие факторы, а также наличие документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы. Кроме того, поручение обязанностей по другой должности служащего наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), возможно при условии, если работа по другой должности служащего позволяет выполнять обязанности по основной работе в полном объеме и надлежащего качества.

Поручение работнику с его согласия выполнения дополнительной работы в виде исполнения обязанностей временно отсутствующего работника и установление соответствующей доплаты наниматель должен оформить приказом (распоряжением). Установление доплаты не влечет внесения изменений в трудовой договор (контракт) с работником, в связи с чем дополнительное соглашение не заключается. В издаваемом нанимателем приказе (распоряжении) должен быть оговорен срок установления доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.

В силу ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В связи с этим закрепление в должностной (рабочей) инструкции работника обязанности по исполнению обязанностей временно отсутствующего работника не допускается.

615 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минтруда – об увеличении заработной платы бюджетникам, выполняющим дополнительные трудовые обязанности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь с 1 января 2025 г. в условиях оплаты труда работников бюджетных организаций предусмотрены следующие новшества.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 49
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок