Совмещение и совместительство по ТК
Начнем с трудового законодательства и обозначим, в каких формах вообще есть возможность выполнять иную оплачиваемую работу.
Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 ТК).
Совмещение — выполнение работником у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст. 67 ТК).
Запрет на выполнение иной оплачиваемой работы
Частью 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон) установлен запрет для определенных категорий государственных должностных лиц на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
В нашем случае под указанные ограничения подпадают, к примеру, заведующий и заместители заведующего УДО, иные руководители учреждения образования.
Занятие педагогической деятельностью
Сразу можно разобраться с более простой ситуацией, когда заведующий и заместители заведующего УДО дополнительно занимаются педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ).
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона данной деятельностью им заниматься можно как у себя в учреждении, так и в иных учреждениях и организациях.
Иная оплачиваемая работа
Больше вопросов возникает, если, к примеру, заведующий либо заместитель заведующего УДО выполняет работу, не связанную с педагогической деятельностью.
К примеру, может ли заместитель заведующего по основной деятельности совмещать свою основную работу с работой инспектора по кадрам? Или может ли заместитель заведующего по хозяйственной работе выполнять работу кастелянши, рабочего по стирке, уборщика помещений и др.?
Часть 2 ст. 17 Закона буквально указывает на то, что ограничение касается работы на условиях внешнего совместительства и не затрагивает такие формы, как совмещение и внутреннее совместительство.
Аналогичное мнение высказано Конституционным Судом (п. 3 Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 08.07.2015 № Р‑999/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией”»).
Так, Конституционным Судом отмечено, что в современных сложных условиях введение ограничений и запретов для выполнения государством конституционных обязанностей не должно осуществляться законодателем произвольно, быть несправедливым и необоснованным. Соблюдение принципа пропорциональности при установлении запретов и ограничений позволяет достичь баланса между конституционными правами и свободами граждан и публичными интересами государства и общества. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны не только быть юридически допустимыми, социально оправданными, но и отвечать требованиям справедливости, являться необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.
По мнению Конституционного Суда, ч. 2 ст. 17 Закона предусматривает запрет работы по внешнему совместительству лишь для отдельных категорий государственных должностных лиц, учитывает практику применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией и направлена на обеспечение баланса публичных и частных интересов, установление на основе принципов справедливости, равенства и пропорциональности только необходимых мер, обусловленных конституционно значимыми интересами, чтобы не допустить несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Под работой для целей применения ч. 2 ст. 17 Закона можно понимать работу по трудовому или гражданско-правовому договору.
Соответственно, под иной оплачиваемой работой, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), следует понимать:
- работу по трудовому договору у другого нанимателя (внешнее совместительство);
- работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является, например, оказание услуг.
Таким образом, заведующие УДО, их заместители не вправе работать в иной организации на условиях внешнего совместительства, а также по гражданско-правовому договору, за исключением случаев, когда такая работа относится к педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности или медицинской практике. Иное может быть установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Одновременно в отношении заведующих УДО необходимо учитывать ограничения работы по совместительству, установленные ст. 255 ТК, которая предусматривает запрет указанным руководителям на выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Следовательно, с учетом ст. 17 Закона и ст. 255 ТК заведующие УДО не вправе работать как на условиях внешнего, так и на условиях внутреннего совместительства.
Выводы
1. Заместитель заведующего УДО может выполнять работу как по совмещению, так и на условиях внутреннего совместительства.
2. Заведующий УДО может работать только по совмещению, а также на условиях совместительства при условии выполнения педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Тем не менее в этом вопросе необходимо руководствоваться интересами УДО, чтобы с появлением совмещения непосредственная функция руководителя не пострадала в части эффективности управления учреждением.
Это важно
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных чч. 1–3 и 6 ст. 17 Закона, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.
К сожалению, ввиду непонимания законодательства либо его незнания, а также, как мы убедились, сложности нахождения ответа на казалось бы простой и актуальный вопрос, должностные лица могут совершать нарушения, в т. ч. антикоррупционного законодательства, в части выполнения иной оплачиваемой работы.
Таким образом, указанная проблема, возможно, требует дополнительного разъяснения со стороны законодательных и правоприменительных органов с целью доведения до всех сотрудников УДО информации о возможности выполнения иной оплачиваемой работы в учреждениях образования, учитывая специфику сферы и не нарушая антикоррупционное законодательство.