Разработка программы объединения по интересам: структура и нормативное регулирование
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Разработка программы объединения по интересам: структура и нормативное регулирование

В августовском номере журнала мы подробно рассмотрели алгоритм организации объединений по интересам на платной основе. Одним из основных шагов в данном направлении является утверждение в установленном порядке программы объединения по интересам. Как это правильно сделать и какими нормами законодательства при этом руководствоваться, читайте в статье.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

356 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативно-­правовое регулирование

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 235 Кодекса об образовании учебно-­программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя в т. ч. программы объединений по интересам.

Как следует из ч. 2 п. 7 ст. 235 Кодекса об образовании, программы объединений по интересам разрабатываются учреждениями образования, иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.10.2023 № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи» (далее — постановление № 325) утверждены типовые программы дополнительного образования детей и молодежи для различных профилей (спортивно-­технический, туристско-­краеведческий и т. д.).

Методические указания по разработке учебно-­программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и организации образовательного процесса приведены в приложении к письму Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2024 № 06-01-14/6880/дс/.

Виды и примеры названий объединений по интересам

В соответствии с Кодексом об образовании (п. 7 ст. 229) к объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения.


Примеры названия программы объединения по интересам:

  • программа кружка робототехники;
  • программа кружка «Роботекс»;
  • программа клуба судомоделистов;
  • программа клуба «Юный орнитолог»;
  • программа студии изобразительного искусства;
  • программа творческой мастерской;
  • программа образцового (народного) ансамбля танца;
  • программа эстрадно-­симфонического оркестра и т. д.

Разработка программы

Требования к оформлению

Текст программы объединения по интересам оформляют, используя гарнитуру шрифта Times New Roman; размер шрифта — не менее 13 пт.; межстрочный интервал — 1,0; поля — левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм; абзацный отступ — 1,25 мм; выравнивание текста — по ширине. При подготовке таблиц допускается уменьшать размер шрифта текста таблиц до 11 пт. Нумерация страниц — сверху от центра начиная со второй страницы. Названия разделов, тем программы указываются строчным буквами, шрифт полужирный.

Структура

Программа объединения по интересам имеет следующую структуру.

1. Титульный лист

2. Общие положения

В разделе «Общие положения» кратко и аргументированно обосновывается актуальность программы объединения по интересам.

Общие положения раскрывают педагогическую целесообразность, отличительные особенности программы, отражают педагогическую позицию разработчика, идеи и принципы, которые лежат в основе разработки программы, формы подведения итогов реализации программы, а также содержат краткое описание форм и методов обучения и воспитания, которые применяются при реализации программы объединения по интересам, методов диагностики освоения программного материала, используемых педагогических технологий и средств обучения.

Кроме этого, в общих положениях указывается, на основе какой типовой программы соответствующего профиля разработана программа объединения по интересам, индивидуальная программа.

3. Учебно-­тематический план (далее — УТП)

Оформляется УТП в виде таблицы, включающей названия разделов, тем изучаемой программы. В УТП определяется количество учебных часов, соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия, в соответствии с формой получения дополнительного образования детей и молодежи.

Это важно
В УТП программы в зависимости от цели и задач могут быть иные наименования разделов (тем), отличающиеся от наименований в типовой программе дополнительного образования детей и молодежи, при этом в общих положениях следует обосновать расхождения с типовой программой.

4. Содержание программы

Данный раздел включает тезисное описание содержания учебного материала каждого раздела (темы) с разбивкой на теоретические и практические занятия (с указанием конкретных названий тем и форм проведения практических работ).

Содержание разделов (тем) излагается в точной последовательности, соответствующей структуре УТП.

5. Ожидаемые результаты освоения программы

Данный раздел отражает конкретную характеристику знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения.

6. Литература и информационные ресурсы

Данный раздел включает перечень источников, в т. ч. нормативных правовых документов, ресурсов удаленного доступа, которые использовались при разработке программы объединения по интересам, индивидуальной программы.

Это важно
При создании списка используемой литературы рекомендовано в первую очередь указывать учебные издания, имеющие гриф «Рекомендовано научно-мето­ди­ческим учреждением образования “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь» или «Рекомендовано государственным учреждением образования “Академия образования”».

Утверждение и согласование программы

Гриф согласования программы с отделом (управлением) по образованию состоит из слова «СОГЛАСОВАНО», наименования должности лица, с которым согласовывается документ, полного наименования его организации, собственноручной подписи, ее расшифровки и даты. Оформляется согласование на лицевой стороне последнего листа документа в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

Процесс переутверждения программ объединений по интересам следует осуществлять согласно срокам, установленным локальными правовыми актами учреждения образования.

Реализация программы

Утвержденная и согласованная программа объединения по интересам, в которой не произошло существенных изменений, может быть реализована в УДО и в последующие после ее утверждения учебные годы, если иное не оговорено в локальных правовых актах УДО.

Программа объединения по интересам, в содержании которой произошли существенные изменения (изменилось название УДО, название объединения по интересам, программа не соответствует указанному профилю и образовательной области, в программе появились новые разделы, темы, изменился срок ее реализации, организационные условия ее реализации или другие изменения), проходит новую процедуру утверждения и согласования.

Это важно
Программа объединения по интересам, разработанная в УДО до вступления в силу постановления № 325 (до 16 февраля 2024 г.), реализуется без новой процедуры утверждения и согласования до завершения срока ее реализации.

Программа объединения по интересам реализуется только в том УДО, в котором она была разработана, утверждена и согласована. В других учреждениях образования данная программа подлежит отдельному утверждению и согласованию в установленном порядке с обязательной ссылкой на исходную программу и ее разработчика.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
титульный лист программы объединения по интересам;
пример оформления последней страницы программы объединения по интересам.

356 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление

В июньском номере журнала мы подробно рассмотрели, как выбрать темы заседаний педагогического совета с учетом потребностей УДО, как правильно поставить цель и задачи засе...
№ 9 (153) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1159
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок