«Дети дождя». Минчанин создал проект по раннему диагностированию аутизма

«Дети дождя». Минчанин создал проект по раннему диагностированию аутизма

В финале конкурса Startup Great Challenge, который прошел в конце июня в Минске, одним из победителей стал проект Babyrain Technologies. Александр Стефанин разрабатывает платформу ранней диагностики аутизма у детей, основанную на использовании комплекса технологий: искусственного интеллекта, машинного обучения и компьютерного зрения. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с создателем необычного проекта.

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Александру 39 лет. Он доцент кафедры финансового менеджмента и информатизации здравоохранения Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО).

— В чем главная идея вашего проекта?

Проблема аутистического расстройства существовала всегда, однако в последнее время ее стали диагностировать. Если раньше могли считать, что это глупый или со странностями ребенок, то сейчас можно определить, что аутизм — это расстройство. Такие люди несколько по-другому социализируются. Их способы принятия и восприятия информации отличаются от привычных нам. Поэтому к ним нужен другой подход. 

Люди с аутистическим расстройством делятся на два типа: с сохранным интеллектом либо с пораженным. Иногда к расстройствам прибавляются другие заболевания. Наша цель — выявить проблему на первоначальной стадии, чтобы суметь купировать ее. Если поставить диагноз в самом раннем возрасте, то в 75 % случаев ребенка можно социализировать. Другими словами, можно сделать так, что он будет разговаривать, получит возможность трудоустроиться, зарабатывать деньги, общаться, завести семью. Конечно, у него будут определенные особенности: предпочтения в одежде, боязнь громких звуков, склонность к непонятным для других действиям. Но человек с таким расстройством сможет стать полноправным членом общества.

— Как вы пришли к созданию проекта?

На кафедре мы постоянно работаем с различными врачами и профилями медицины. Одна из наших коллег занимается расстройствами аутистического спектра. Она пишет кандидатскую по этой проблеме: выявляет наиболее эффективные методы лечения и терапии. В процессе подготовки данных для работы возникла идея проекта. Уже полученную нами информацию мы решили обработать с помощью искусственного интеллекта. Буквально первые же попытки дали положительный результат. Мы смогли довольно точно установить, есть ли у того или иного ребенка расстройство.

— Выходит, ваш проект действительно нужен обществу?

— Ребенок может не говорить до 4–5 лет, но никаких обследований ему не проводят. В итоге он не может обучаться, социализироваться, или, как говорят сейчас, приходит в школу невербальным. Это проблема не только для семьи, но и для общества в целом. Поэтому мы решили, что такой проект актуален и необходим.

— В чем же его суть, на чем основана работа?

Мы обучили пять нейронных сетей (это так называемый искусственный интеллект), которые детектируют определенные признаки аутизма. Например, глаза: дети с аутистическим расстройством не склонны смотреть в них. Мы фиксируем, как ребенок реагирует на человеческое лицо, на движущиеся объекты, на чем заостряет внимание.

Судить о наличии расстройства можно и по позам, которые принимает ребенок, по движениям, характерным для людей с аутизмом. Важно также взаимодействие с окружающими людьми и предметами. Для таких детей характерно зацикливание на чем-либо. 

Анализируем мы и поведение в обычной жизни. Все эти данные накапливаются в нейросети. Установленные датчики считывают с тела определенные точки и фиксируют некоторые моменты. Все события сохраняются, классифицируются, ну а мы можем сделать вывод о наличии расстройства. Кроме того, перед ребенком ставится задача: нарисовать определенные фигуры, повторить по контурам, закрасить избранные участки. В зависимости от наличия или степени расстройства дети по-разному выполняют эти задания. Мы также загружаем полученные данные в нейросеть. Алгоритм выделяет определенные паттерны, характерные для тех или иных расстройств. 

— Опробовали уже платформу в работе с детьми? 

Мы работали с небольшим количеством пациентов, и процент точности довольно велик. Также мы тестировали свой проект на видео из сети. Наша цель — обучить нейросеть взаимодействовать и с таким контентом.

— Предлагали ли вам сотрудничество?

Наш проект довольно молодой, мы работаем над ним всего полгода. И презентация на Startup Great Challenge стала для него первой. Пока у нас была цель — сделать продукт, который можно демонстрировать. После этого займемся поиском инвесторов, которые помогут с выходом на зарубежный рынок. Хотелось бы, чтобы в будущем наша технология появилась в поликлиниках и в свободном доступе. Однако необходимы вложения для более эргономичного развития.

Справочно: аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и общения. В переводе «аутист» — человек внутри себя. Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания:
- ДЦП;
- кислородное голодание плода во время беременности или родов;
- инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус и др.), перенесенные беременной;
- ожирение и другие нарушения обмена веществ в организме матери;
- наследственная предрасположенность.

Подготовила Анастасия Янушка

Источник: Агентство «Минск-Новости»

1007 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок