Как организовано интегрированное обучение для детей с аутизмом в минском детском саду

Как организовано интегрированное обучение для детей с аутизмом в минском детском саду

Ясли-сад № 302 по итогам 2020 года заняли второе место среди дошкольных учреждений образования. Чем они примечательны, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».


769 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Особенный мир

В группе интегрированного обучения и воспитания педагог проводит занятие.

Ребята, посмотрите, это наш Минск, а мы — минчане, — показывает яркие фотографии воспитатель.

Но Ваня сидеть на месте не может. Он эмоционально реагирует на наш приход, радуется, прыгает и что-то непременно хочет рассказать. У мальчика аутизм. Как и у его одногруппника Степана. Но Стёпа сегодня спокойный, только смотрит на вошедших красивыми карими глазами и улыбается. Вдруг его настроение меняется, он больше не слушает, что говорит педагог, пытается уйти. Чтобы не отвлекать остальных детей от занятия, сопровождающий воспитатель уводит подопечного в другой кабинет. Там предлагает ему новую игру, яркие карточки, цветные карандаши.

За каждым воспитанником с аутистическими нарушениями, а их в группе пять, закреплен сопровождающий воспитатель, — поясняет заведующая Юлия Джейгало. Вместе с этими ребятами также занимаются три воспитанника с иными особенностями психофизического развития.

Всё пространство в группе визуализировано. Везде висят подсказки и картинки. Карточки на дверях, шкафчиках, в раздевалке и санитарной комнате напомнят ребятам, как мыть руки или что нужно надеть на прогулку. В раздевалке на стене — экран настроения, на нем — листики на липучке с изображением разных эмоций: грусть, злость, радость. «Я хочу, чтобы было тихо» может карточкой сказать ребенок взрослому, и воспитатель уведет его в другой кабинет, где никто не шумит. Даже цвета кабинетов и жалюзи на окнах подбирали с таким расчетом, чтобы оттенки не раздражали, а успокаивали детей с аутизмом.

У каждого малыша свое расписание — там тоже рисунки и фотография ребенка. Когда четко построен день и воспитанник знает, что после занятия будет прогулка, а после обеда сон, реже случаются истерики.

Висят на стенке и работы ребят: то, что на занятии нарисовали, склеили. На этот раз красуется домик, разрисованный с помощью пластилина. Заведующая говорит, что трудятся все. Как получается. А родители, придя за сыном или дочкой, первым делом замечают новую поделку. Особенно радуются мамы малышей с инвалидностью: и мой делал, и его работа тут, вместе со всеми.

Для каждого ребенка с особенностями разработан индивидуальный образовательный маршрут, — рассказывает Юлия Сергеевна. План работы очень гибкий. Важно, чтобы воспитанник освоил учебную программу, но еще важнее, чтобы ему было комфортно. Поэтому, если на занятии у него поменялось настроение или он хочет побыть один, сопровождающий воспитатель это «считывает» и следует за ним. Мы рады, что нашим деткам в саду хорошо. Знают это и родители. И после адаптации смело оставляют особенного малыша в учреждении на целый день, без страха, что он не выдержит.

Команда единомышленников

Ю. Джейгало подчеркивает, что без любви к этой категории детей никакая работа не может быть построена. Ведь воспитанники с особенностями в развитии сразу чувствуют фальшь, улавливают даже, с каким настроением воспитатель пришел в группу. Их не обмануть. Поэтому случайных людей в учреждении нет.

Помимо желания помочь таким детям нужно знать, как правильно это делать. Поэтому в 2018 году Юлия Сергеевна открыла педагогическую лабораторию «Мир иначе».

Первые годы я просто обучала персонал. Чтобы сотрудники знали, что такое аутизм или иные особенности развития, понимали воспитанников, правильно строили образовательный процесс, — делится заведующая. Теперь мы учим педагогов вести документацию, чтобы они не закапывались в бумажках, а содержали всё в порядке. Сегодня в учреждении каждая группа, а интегрированного обучения и воспитания особенно, работает как четкий механизм.

Ю. Джейгало говорит, что и сама постоянно учится. Образование получила в БГПУ имени М. Танка на кафедре «Тифлопедагогика». Порядка 10 лет работала с незрячими и слабовидящими детьми. Сегодня участвует в международной программе по оказанию ранней комплексной помощи ребятам с аутистическими нарушениями, а также в проекте по внедрению модели организации работы педагогов с детьми с инвалидностью, который реализуется совместно с Гродненским областным институтом развития образования. Сотрудничает и с Минским городским институтом развития образования. Благодаря большому опыту работы с подопечными, имеющими особенности в развитии, в этом году она получила премию Мингорисполкома.

Стадии принятия

Заведующая признается, что тяжело не организовать работу или обучить персонал правильно строить день ребенка с аутизмом, самое сложное — общаться с родителями таких детей.

Стадии принятия болезни сына или дочки у каждого разные, — уточняет Юлия Сергеевна. Невозможно остаться равнодушной, когда видишь, как человек хватается за соломинку, пытается опровергнуть диагноз, страдает, мучается… Нельзя это не пропустить через себя. Каждый раз это и твоя личная история. Новый подопечный в группе — твой маленький рубец на сердце. Персонал тоже обучаю, как правильно работать с родителями. Не давать пустых обещаний и прогнозов, но стимулировать маму, чтобы она поверила в ребенка и приняла его. Я уверена, у каждого малыша, какой бы тяжелый диагноз у него ни стоял, есть свой путь развития, где даже маленькое достижение всё равно движение вперед. А еще убеждена, что другие наши воспитанники не станут на улице тыкать пальцем в человека с инвалидностью. Они будут знать, что рядом живут люди с особенностями.

Детскому саду в ноябре исполнится 50 лет. За последние три года он значительно преобразился. Во всех группах сделан ремонт, закуплена мебель. Обновлен фасад, на пищеблоке заменено технологическое оборудование. Хочу сказать спасибо управлению по образованию администрации Советского района, профсоюзной организации. И, конечно, активным родителям воспитанников, — отметила Ю. Джейгало.

Справочно: ясли-сад посещают 242 воспитанника. Всего 11 групп, 4 из них для детей с общим недоразвитием речи, одна — интегрированного обучения и воспитания. В 2019 году в 302-м открылся городской ресурсный центр «Современный менеджер», где столичных педагогов и руководителей обучают работать с детьми, имеющими аутистические нарушения.

Источник: Агентство «Минск-Новости»

769 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заседание родительского клуба: делимся знаниями и опытом

Организация доверительного общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности учреждений дошкольного образования. Прове...
№ 3 (147) 2024 Шайдо Татьяна,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 126
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок