Как отбить у дошкольника интерес к учебе: психолог о родительских ошибках

Как отбить у дошкольника интерес к учебе: психолог о родительских ошибках

Современных детей развивают буквально с пеленок: водят на кружки и занимаются с ними дома. Но порой в гонке за успехом родители добиваются лишь того, что у ребенка полностью пропадает интерес к учебе. Почему так происходит? На Ребёнок BY о главных ошибках многих родителей рассказала психолог Евгения Третьякова.

412 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Источник фото: unsplash.com

Обучение вместо игры

Дети понимают мир через игру. Это их ведущая деятельность, особенно если речь идет о дошкольниках, поэтому все занятия с ребенком нужно проводить в игровой форме.

— Если вы усаживаете ребенка за стол, тыкаете ему в нос геометрическими фигурами и надоедаете вопросами: «Где синий круг? Покажи синий круг! Нет, это не он, вот синий круг!», то ничего хорошего у вас не выйдет. Так можно отбить желание познавать мир даже у самого любознательного малыша. Лучше изучение цветов и форм обыграть таким образом. Возьмите мишку и грузовик и скажите ребенку, что мишка просит, чтобы грузовик привез ему синий круг (и так с остальными фигурами). Или предложите ребенку сделать салат для любимой игрушки. Для этого нужно собрать на тарелку все зеленые овалы, это будут огурцы, красные кружки — помидоры. Такая подача нового материала точно заинтересует ребенка.

Результат вместо процесса

Для ребенка в обучении намного важнее сам процесс, чем результат: он лепит из пластилина, потому что ему нравится мять его в руках и раскатывать колбаски; он рисует ради удовольствия, а не чтобы сделать шедевр на выставку в детский сад. Поэтому хвалить ребенка нужно за желание учиться и познавать мир, а не за то, что у него получилось в итоге.

Еще хуже, по мнению психолога, когда родители награждают ребенка за занятия. Например, позанимался — получил конфетку. Это приводит у тому, что у ребенка создается перевернутая мотивация, и он начинает все делать только за награду. Задача родителей — показать, что познавать мир интересно само по себе, без каких-то дополнительных стимулов.

Источник фото: pexels.com

Отсутствие свободного времени у ребенка

Иногда мама настолько увлекается развитием ребенка, что не оставляет его наедине с собой ни на минуту: записывает в несколько развивашек, а дома придумывает за него игры и занятия, чтобы он не скучал, а развивался. Но это приносит больше вреда, чем пользы, уверена психолог.

— С такой мамой ребенок еще не успел даже захотеть, а ему уже выдали сто предложений для досуга. Какая тут инициатива и развитие?! А потом мама жалуется: «Я ему такие игры предлагаю, а он ничего не хочет». Почему? Он перегружен. Ребенку нужен запас свободного времени. «Ничегонеделание» — это важная часть развития детей. Свои собственные открытия намного ценнее готовых знаний, старательно запихиваемых в детскую голову.

Много слов и мало ощущений

Малыш впитывает окружающий мир всеми органами чувств: не только смотрит и слушает, но и трогает, нюхает, пробует на вкус. И если мы усадили ребенка за стол и стали рассказывать ему что-то долго и монотонно, толку будет мало.

— Говорить с ребенком, конечно же, очень важно, но этого мало. Речь лучше всего воспринимается через игру с реальными предметами, движения и ощущения. Например, решили вы с ребенком буквы учить. Необязательно их заучивать просто на слух и показывать в книжке. Буквы можно лепить, выкладывать камешками, рисовать на песке, вырезать из разных материалов, можно даже прыгать по карточкам с буквами — и это куда эффективнее, чем зубрить букву «А» в течение целого дня.

Однообразные занятия

Дети любят часто менять свою деятельность, и это стоит учесть родителям при их обучении:

— Если мама вчера учила ребенка по карточкам, а потом достала их на следующий день и еще через день, то вряд ли у малыша возникнет к ним интерес и желание учиться. Чтобы развиваться, ребенку важно изучать мир с различных сторон, пробовать себя в самых разных проявлениях. Обучение дошкольников нужно строить на частой смене деятельности: сначала можно немного порисовать, потом — сложить пазлы, затем — слепить буквы и т.д. Тогда процесс обучения пройдет интереснее, а значит, продуктивнее для ребенка.

Отсутствие удовольствия от занятий у самой мамы

Если мама занимается с ребенком через силу, то пользы от таких занятий не будет.

— Ребенок прекрасно чувствует, что маме вся эта затея в тягость. Он будет нервничать, отказываться от занятий или заниматься без желания, пассивно, вяло. Если вам не нравится заниматься и играть с ребенком, оставьте это дело без всяких угрызений совести. Для этого есть детские развивающие центры. Для ребенка намного полезнее самое обычное общение с мамой и свобода в изучении мира, чем мучительно выдавленные из себя развивающие игры.

Строгий план занятий

Попытки все сделать по плану во время занятия с ребенком — это провальная затея, уверена психолог.

— Как часто бывает: мама вырезала разные заготовки, взяла ножницы, клей подготовила, план занятия написала — и вся такая довольная предлагает ребенку игру. А он не хочет клеить. Ну, вот нет и все! Он хочет воду переливать или катать машинку. И в таком случае лучше идти за ребенком, гибко перестраивать игру под его настроение и интерес. А еще очень важно выбирать удачное время для занятий: когда ребенок в хорошем настроении и максимально бодр. Например, это может утро после завтрака или время после дневного сна.

Психолог уверена, что домашние развивающие занятия должны доставлять удовольствие и ребенку, и маме. Иначе они принесут больше вреда, чем пользы, ведь испорченный интерес к познанию мира у дошкольника может в будущем перерасти в негативное отношение к учебе в целом.

Источник:  Ребёнок BY


412 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Контракт с работником: какие изменения необходимо внести

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 998 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 998), в...
№ 1 (145) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 719
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок