
Впервые в Минске на каникулах для старшеклассников проходят профориентационные смены. Ребята отдыхают в школьных лагерях и параллельно знакомятся с различными специальностями. Посещают профильные вузы, общаются с потенциальными заказчиками кадров. Проект придумали для учащихся, которые занимаются в классах профессиональной направленности — аграрной, инженерной, педагогической, военно-патриотической и медицинской. Для многих из них учеба по профилю — первый шаг на пути к карьере мечты. Но как понять, правильно ли сделан выбор? Ответ очевиден: попробовать себя в деле.
«Усатые няни»

В один из каникулярных дней у подростков из педагогического отряда средней школы № 41 были первые в их жизни профессиональные пробы. Да, они могли бы организовать урок у младшеклассников. Но это у них еще впереди. А пока им выпала задача со звездочкой — стать на время воспитателями в детском саду № 122.
Любопытный факт. Большая часть отряда состоит из… парней. Они шутят, что последний раз были в садике десять лет назад. И сейчас, переступая порог дошкольного учреждения, на них нахлынули воспоминания о горках, качелях и песочницах с «куличиками».
Десятиклассников малыши уже ждали. Будущие педагоги стараются всеми силами скрыть свое волнение. В расписании у детей — прогулка на свежем воздухе. Поэтому им нужно помочь одеться, а также заполнить их досуг активными и интересными играми.

Заведующая дошкольным учреждением Елена Богуш подсказывает: самое главное правило при общении — всегда быть на уровне детей. В буквальном смысле. Вот десятиклассник присел на крохотный стульчик и помогает одному парнишке застегнуть молнию на куртке.
— А в Minecraft любишь играть? — спрашивает малыш. — И сколько миров смог пройти?
— Все! — уверенно отвечает школьник, поплотнее укутывая в шарф своего подопечного.
— Все? Ого! — восхищается мальчик. Он берет нового воспитателя за руку и до самой прогулки не отпускает его.

Сборы на улицу длятся от силы минут десять, но за это время дети успевают рассказать все о своей жизни: кто что кушает в саду, с кем дружит и во что играет. Такая шумная, веселая и увлеченная диалогами компания выходит во двор, где ее ждут приключения.
Светлана Бурка, заместитель директора по учебной работе средней школы № 41.

— Не первый год мы организуем работу классов педагогической направленности. На каникулах наш профильный отряд проходит первые педагогические пробы. Учащиеся знакомятся с детьми дошкольного возраста, учатся находить с ними контакт.
В свою очередь Е. Богуш добавляет.

— Система дошкольного образования особенная. Важно не только дать знания детям, но и организовать за ними уход, привить навыки самообслуживания. И бесценно, когда подростки, планирующие в будущем связать свою жизнь с педагогикой, могут окунуться в эти процессы уже со школьной скамьи. Да, можно быть хорошим педагогом-дидактом, знать отлично методики, но надо ко всему прочему быть в душе ребенком. Дети любят воспитателей, которые с ними играют, понимают их.

Друзья познаются в игре
На улице малыши уже успели сыграть с будущими педагогами в «Горячую картошку», «Ручеек». На очереди — «Большой круг — маленький круг». Правила просты. Ребята крепко держатся за руки и по команде ведущего либо увеличивают диаметр круга, либо уменьшают.
— Делаем больш-о-о-й круг! — говорят старшеклассники, и дети расступаются как могут.
— И ма-а-а-ленький! — все приближаются к центру.

Малыши радостно смеются.
— У нас есть аналогичная игра «Пузырь». Педагог произносит: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся». Слова воспитатель проговаривает медленно, четко, дети за ним повторяют. Когда круг «сдувается», все произносят: «Пш-ш-ш-ш». Это развитие языковой культуры, ребята учатся проговаривать звуки, — отмечает Е. Богуш, наблюдая за игрой. — Безусловно, всему будущие педагоги научатся!

В копилке у опытных наставников огромное количество игр. Во-первых, они сезонные. Во что сыграешь летом, не сыграешь зимой. Во-вторых, разной подвижности, интенсивности — высокой, средней и низкой. Перед занятием выбирают игры, которые помогают сосредоточить внимание малышей, при этом важно не перевозбудить их активными упражнениями. Так что не все так просто: игра — это целая наука!

Во что играют в детском саду
Мальчишки однозначно предпочитают футбол. Девочки — сюжетно-ролевые игры, такие как «дочки-матери». Интересное наблюдение: парни тоже с радостью в них включаются — им нравится выполнять роль отца.

Песочные замки и загадочное яйцо
В песочнице — своя атмосфера. Кто-то пытается построить башню, а кто-то старательно копает туннель. Мы имеем в виду старшеклассников. Вот уж действительно увлечены педагогическим процессом. Их окружают со всех сторон малыши.
Пятилетний Матвей протягивает юному воспитателю крошечный камень, который только что нашел. Он имеет овальную гладкую форму и кажется немного прозрачным.
— Это яйцо динозавра, — уверенно заявляет мальчик. За время прогулки Матвей откопал в песочнице почти целого ящера. Находил его «зубы» и «когти».
— Похоже, кто-то много миллионов лет назад плохо чистил зубы. Видишь, какие они у него коричневые, с дырочками, — внимательно изучает камни-находки десятиклассник Елисей Мискевич.

Подопечный намек понял: следует тщательно следить за своими зубками, чтобы они оставались здоровыми.
Источник: Минск-Новости