Адаптация детей раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Адаптация детей раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение

Какова основная цель создания в учреждении дошкольного образования адаптационной группы?
Основной целью организации адаптационной группы является плавный переход от воспитания ребенка в условиях семьи к воспитанию в учреждении дошкольного образования.
Как документально оформить работу адаптационной группы?
Работа адаптационной группы строится в соответствии с перспективным планом работы, который включает в себя темы занятий, цель и задачи, план-конспект занятий.

Тема адаптации ребенка раннего возраста к учреждению дошкольного образования не теряет актуальности. Данная статья посвящена поиску новых организационных способов взаимодействия учреждения образования и семьи в данном направлении.

Палатенко Елена

педагог-психолог государственного учреждения образования «Санаторный ясли-сад № 366 г. Минска»

944 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Поступление ребенка в учреждение дошкольного образования всегда сопровождается его социальной адаптацией*. В настоящее время наблюдается рост факторов, осложняющих адаптационный процесс, среди них — патология беременности и родов, частые соматические и хронические заболевания ребенка, вредные привычки и характерологические особенности родителей, нюансы межличностных отношений в семье. Многие родители, воспитывающие детей раннего возраста, оказываются не готовы к общению с малышом, не знают физиологических и психологических особенностей детей, не владеют методами и приемами взаимодействия с маленьким ребенком и не могут самостоятельно подготовить малыша к посещению учреждения дошкольного образования. В связи с этим возникает необходимость профессиональной помощи семье по подготовке малыша к поступлению в детский сад.

*   Социальная адаптация — это биологически целесообразный процесс приспособления ребенка к новым для него условиям микросоциальной среды с комплексом факторов, эффективность которого зависит от степени зрелости его функциональных систем.

Целесообразность создания адаптационной группы

Анализ педагогической практики показывает, что эмоциональный стресс в период адаптации испытывают не только дети, но и их родители. Именно поэтому подготовку к поступлению в учреждение дошкольного образования необходимо проводить не только с детьми, но и с их родителями. В связи с этим такая форма работы, как адаптационная группа в условиях кратковременного пребывания, на наш взгляд, является наиболее эффективной.

Основной целью организации адаптационной группы является плавный переход от воспитания ребенка в условиях семьи к воспитанию в учреждении дошкольного образования.

Приоритетными направлениями образовательной работы с детьми раннего возраста в адаптационной группе являются:

  • приобретение социального опыта детьми раннего возраста;
  • содействие семье в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста;
  • содействие родителям в обогащении и совершенствовании их опыта воспитания и укреплении собственного родительского потенциала.

Особенность адаптационной группы — это организация занятий с совместным участием родителей и детей. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребенком на занятиях, а также активно участвовать в образовательном процессе. Присутствие в группе близкого человека, его поддержка, уверенность в том, что мама рядом, помогают ребенку легче освоиться в новой обстановке. Совместное участие в занятиях группы позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, совершенствовать родительские навыки, понять, в чем ребенок успешен и какие у него трудности. Подобная организация работы в адаптационной группе позволяет педагогическим работникам в дальнейшем оптимально строить сотрудничество с родителями, влиять на формирование грамотной родительской позиции.

Организация работы адаптационной группы

В нашем учреждении дошкольного образования адаптационная группа «Малышок» функционирует с 2010 г. Ежегодно с марта по май малыши (от 1,5 до 3 лет) вместе с мамами или папами два раза в неделю приходят в детский сад, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость и малышу, и родителям. Занятия адаптационной группы планируются с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкальной, художественно-­речевой.

Перед началом занятий обязательно проводится организационное собрание для родителей малышей, желающих посещать адаптационную группу. Заведующий или заместитель заведующего по основной деятельности информирует родителей об организации образовательного процесса в адаптационной группе, знакомит с правилами пребывания в учреждении. Родители заполняют соответствующие документы и информационные бланки с указанием сведений о себе и ребенке, задают интересующие их вопросы администрации и педагогу, который организует работу адаптационной группы.


Документы, необходимые для проведения организационного собрания:

  • заявление (зачисление в адаптационную группу осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются копия свидетельства о рождении ребенка, медицинская справка об отсутствии инфекционных заболеваний у ребенка, результаты флюорографического обследования законного представителя ребенка);
  • направление управления по образованию для зачисления в адаптационную группу;
  • договор о платных услугах в сфере образования;
  • сведения о воспитаннике (фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, адрес проживания, контактные телефоны);
  • памятка для родителей (законных представителей) по посещению адаптационной группы.

Памятка для родителей (законных представителей)
по посещению адаптационной группы

  1. Ребенок посещает адаптационную группу только в сопровождении законных представителей (допускается присутствие близких родственников, которых хорошо знает ребенок).
  2. Ребенок и сопровождающие взрослые должны быть здоровы.
  3. Законные представители (другие взрослые, сопровождающие ребенка) активно участвуют в деятельности детей в группе, руководствуются рекомендациями педагога.
  4. Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий несут законные представители.
  5. Законные представители регулируют поведение ребенка в группе.
  6. Взрослым и детям необходима сменная обувь. Одежда и обувь ребенка и взрослого должны быть удобными, не препятствовать движениям и предлагаемой деятельности.
  7. Запрещается приносить в группу продукты питания, жевательную резинку (детям и взрослым).
  8. Не рекомендуется использовать в группе игрушки, принесенные из дома.
  9. Законные представители должны соблюдать правила посещения дошкольного учреждения и прислушиваться к рекомендациям педагогов.
  10. После окончания занятия взрослым с детьми необходимо покинуть территорию адаптационной группы.
  11. В случае невозможности прийти на занятие необходимо предупредить администрацию учреждения дошкольного образования по телефону.

Приходите! Будем рады вам!


Функционирование адаптационной группы

В работе адаптационной группы участвуют разные специалисты учреждения дошкольного образования: педагог-­психолог, учитель-­де­­фек­толог, руководитель физического вос­питания, музыкальный руководитель, медицинские работники. Обязательно часть занятия проводит воспитатель, работающий в группе для детей раннего возраста. Таким образом, за время работы адаптационной группы родители имеют возможность получить компетентную помощь специалистов по вопросам психического, физического и речевого развития своего ребенка и познакомиться со всеми воспитателями первых младших групп, чтобы выбрать для своего ребенка педагога по душе.

Работа адаптационной группы строится в соответствии с перспективным планом работы, который включает в себя темы занятий, цель и задачи, план-конспект занятий.

Каждое занятие объединено одним сюжетом и состоит из тематического игрового комплекса.

Так как дети 2‒3 лет быстро утомляются от однообразных действий, каждое занятие включает несколько различных видов деятельности, сменяющихся каждые 10‒15 мин. Частая смена деятельности позволяет удерживать внимание и заинтересованность ребенка на протяжении всего занятия.

Занятия структурированы и включают:

  • приветствие (игровое упражнение, направленное на создание положительного эмоционального настроя в группе и сплочение детей и взрослых);
  • сюрпризный момент (появление сказочного героя, знакомство с сюжетной игрушкой);
  • в основную часть входят игры с речевым сопровождением, игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, тактильных ощущений и формирование сенсомоторных представлений;
  • физкультминутку, подвижную игру;
  • пальчиковые игры, направленные на во­влечение детей в деятельность, развитие мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук;
  • художественно-­продуктивную деятельность (знакомство с разнообразными изобразительными материалами, рисование, лепка, аппликация и конструирование);
  • физические общеразвивающие комплексы с руководителем физической культуры или музыкальную деятельность с использованием детских песен, потешек, хороводов с музыкальным руководителем;
  • прощание с сюжетной игрушкой.

Это важно
Родители (или представители ребенка) — активные участники занятий.

В конце цикла занятий адаптационной группы на заключительном этапе (обычно в мае) обязательно проводится итоговое анкетирование родителей воспитанников группы. Анкетирование позволяет корректировать работу адаптационной группы в последующем.

Опыт организации адаптационной группы в учреждении дошкольного образования показывает, что привлечение родителей к активному участию в совместных занятиях обеспечивает защиту и эмоциональный комфорт ребенка, повышает доверие родителей к педагогическому коллективу и, как следствие, оптимизирует адаптационный период при поступлении малышей в первую младшую группу детского сада.

Пример игрового комплекса для адаптационной группы кратковременного пребывания

944 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •

Электронное пособие «Полное руководство: Инструкция по делопроизводству учреждения дошкольного образования, не являющегося источником комплектования государственного архива»

Индивидуально для учреждений дошкольного образования специалист Учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» подготовила э...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 840
4
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок