Организация работы адаптационной группы для детей раннего возраста

Организация работы адаптационной группы для детей раннего возраста

Сейчас существует потребность в расширении сети учреждений дошкольного образования, а также в разнообразии предоставляемых ими образовательных услуг. Постоянно возрастает количество детей, поступающих в группы раннего возраста, при этом уровень адаптационных возможностей воспитанников в силу различных причин бывает разным. Всё новое, как правило, вызывает беспокойство, напряжение, а у ­кого-то из детей — сильную тревогу до тех пор, пока оно не станет привычным. Таким образом, актуа­лизируется проблема организации психолого-­педагогического сопровождения адаптации ребенка к новым социальным условиям.

Шиндюк Мария

Заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 2 г. Минска»

2038 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в учреждение дошкольного образования и улучшения процесса социализации является открытие групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста или адаптационных групп, где основой психолого-­педагогического сопровождения является триада «мама — ребенок — педагог».

Одна из актуальных проблем нашего учреждения — острая нехватка мест, что связано с новыми демографическими условиями микрорайона. Поэтому решение проблемы доступности дошкольного образования — одна из наших приоритетных задач.

Бесспорно, семейное воспитание наиболее оптимально для маленького человека, однако не все родители понимают возрастные особенности детей до трех лет и способны найти адекватные педагогические методы воздействия на них. Внимание родителей в основном сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (купание, кормление, прогулки и т. д.). Кроме того, многие молодые семьи, имеющие детей раннего возраста, не могут правильно подготовить ребенка к поступлению в учреждение дошкольного образования, воспитать в нем базовые навыки сотрудничества.

Открытие адаптационной группы

Проблема адаптации ребенка определяется специалистами учреждения дошкольного образования как ведущая. Ребенок готов к посещению детского коллектива, если семьей пройдены этапы становления психологической автономности: «Мы играем только вместе», «Я играю сам, но ты будь со мной», «Иди, я немножко поиграю один», «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

Мы пришли к выводу, что частичному решению вышеуказанных проблем будет способствовать внедрение вариативных форм дошкольного образования, в частности открытие на базе нашего учреждения адаптационной группы для неорганизованных детей и их родителей. Такие группы позволяют обеспечить педагогическим вниманием неорганизованных детей, способствуют их более успешной адаптации к условиям учреждения дошкольного образования, позволяют развивать новые формы дошкольного образования, в т. ч. услуги на платной основе. Также адаптационные группы помогают выполнять доведенные показатели по социально-экономического развития, улучшить имидж учреждения и дают возможность реализовать педагогам раскрыть свой творческий потенциал.

Для изучения отношения родителей к открытию адаптационной группы провели пилотажное исследование. В анкетировании приняли участие 33 родителя. Главной целью было получить информацию о мнении родителей об открытии адаптационной группы на базе нашего учреждения, выяснить личную заинтересованность законных представителей в ее открытии, определить частоту встреч и продолжительность занятий. Также в анкете были предложены вопросы, направленные на выявление психолого-­педагогической культуры родителей. Полученные сведения мы приняли во внимание при построении перспективного плана работы адаптационной группы. Особое внимание при этом было уделено проблемам, связанным с недостаточным уровнем психолого-­педагогической культуры законных представителей.

Организуя занятия с детьми дома, родители часто недооценивают или, наоборот, переоценивают возможности своих детей. Кроме того, в семье дети не приобретают должный опыт общения со сверстниками, необходимый для благополучного течения процесса адаптации к учреждению дошкольного образования. Проведенный опрос показал заинтересованность родительской общественности в предложении посещать учреждение вместе со своими детьми для получения профессиональной помощи специалистов в воспитании ребенка и подготовке его к поступлению в учреждение дошкольного образования. Таким образом, стала очевидной необходимость открытия на базе учреждения дошкольного образования адаптационной группы.

План работы адаптационной группы

Адаптационная группа в нашем учреждении функционирует с марта 2013 г. Цель ее организации — психолого-­педагогическое сопровождение детей и их родителей, обеспечение плавного перехода от воспитания в условиях семьи к общественному воспитанию, разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка, повышение родительской компетентности, их психолого-­педагогической культуры.

Содержание занятий определяется требованиями учебной программы дошкольного образования. Перспективный план работы включает в себя тематические игровые комплексы (для детей раннего возраста совместно с родителями) и занятия непосредственно для родителей.

Каждый тематический игровой комплекс имеет четкую структуру:

  • «Мы вас ждали!» — приветствие, прием детей;
  • основную часть — специально организованная деятельность (по выбору, зависит от цели данного занятия), совместная игровая деятельность детей и взрослых «Радуга настроения»;
  • «До новых встреч!» — заключительная часть, уход детей домой.

Игровые комплексы включают в себя разнообразные этюды, коммуникативные игры и упражнения, изобразительную, музыкальную, художественно-­речевую и театрально-­игровую деятельность, игры с песком и водой. Всё это направлено на безболезненное привыкание детей к условиям учреждения дошкольного образования.

На первом этапе посещения адаптационной группы дети занимаются совместно с родителями: рисуют, играют в парах, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребенком. Педагогические работники наблюдают и изучают особенности поведения каждого ребенка, выясняют его желания, умения.

На втором этапе, когда ребенок осознал, что в окружающей его обстановке нет опасности, с группой детей занимается воспитатель дошкольного образования либо другой специалист, а родители наблюдают за образовательным процессом как бы со стороны.

На третьем этапе дети остаются с воспитателем дошкольного образования, а узкие специалисты консультируют законных представителей воспитанников. Первое время отсутствие мамы непродолжительно, ребенок может убедиться в том, что она рядом и никогда его не оставит. При этом воспитатель дошкольного образования организовывает совместную игровую деятельность детей. Так родители получают возможность повысить свой уровень психолого-­педагогической культуры в вопросах развития и воспитания ребенка раннего возраста.

На четвертом этапе ребенок готов оставаться без мамы длительный период в уже знакомой ему обстановке. Кратковременное систематическое пребывание детей вместе с мамой (другими членами семьи) в учреждении дошкольного образования способствует их полноценному развитию, мобилизует адаптационные механизмы ребенка при поступлении в учреждение дошкольного образования на полный день.

Адаптационная группа — визитная карточка учреждения

Естественно, нам хотелось бы рассчитывать на полноценный спрос, когда и учреждение дошкольного образования, и родители были бы удовлетворены результатами. Но на самом деле за несколько лет нам пришлось разрешить множество различных ситуаций.

Так, поначалу в силу своей недостаточной педагогической просвещенности родители посещали занятия в адаптационной группе с детьми не регулярно, от случая к случаю, что не давало должных результатов. Видоизменяя формы и методы работы, мы приобрели положительную репутацию среди законных представителей воспитанников нашего микрорайона и смогли достигнуть регулярного посещения занятий.

Дважды в неделю родители и дети на час окунаются в дошкольный мир, который для некоторых из них настолько нов и незнаком, что удивление вызывает каждая мелочь.

Мы постоянно ищем пути совершенствования работы. На сегодня адаптационная группа является нашей визитной карточкой и требует от педагогических работников максимальной самоотдачи. Работа построена таким образом, что психолого-­педагогическое сопровождение родителей и детей осуществляют сразу несколько специалистов: воспитатель дошкольного образования, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, педагог-­психолог. Это позволяет организовать непрерывный процесс психолого-­педагогического сопровождения ввиду постоянной смены видов деятельности и обстановки.

Важна и подготовительная работа, которую мы проводим накануне открытия адаптационной группы. Ее мы ориентируем в первую очередь на родителей, т. к. от степени их доверия к учреждению дошкольного образования зависит, насколько хорошо ребенок приспособится к новым условиям, и будут ли найдены пути взаимодействия с семьей на весь период пребывания ребенка в учреждении. Считаю, что успех данной формы дошкольного образования обусловлен, бесспорно, еще и тем, что за группой раннего возраста закреплены те же педагогические работники, имеющие большой опыт работы с детьми данного возраста, которые сопровождали детей в адаптационной группе.

Ключевая цель психолого-­педагогического сопровождения детей и их родителей в адаптационной группе — создание ситуации развития, в которой ребенок и взрослый вступают в особый тип взаимоотношений: ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи своего возраста, а взрослый создает необходимые условия и ситуации, которые актуализируют адаптационные возможности ребенка.

Важное место в данной работе занимает консультационное сопровождение родителей. Педагогические работники не только отвечают на запросы родителей, но и в процессе взаимодействия в триаде «педагог — ребенок — родитель» занимаются психолого-­педагогическим просвещением, содействуя формированию у родителей адекватного образа своего ребенка.

Эффективность работы адаптационной группы

Показатель работы адаптационной группы — один из немногих показателей в дошкольном образовании, который может быть выражен в количественном значении. Эффективность ее работы заключается в количестве адаптированных детей. К примеру, в 2018/2019 учебном году воспитанники продемонстрировали отсутствие тяжелой формы адаптации (78 % воспитанников имели легкую форму, 22 % — среднюю).

Кратковременный, но систематический характер пребывания ребенка в образовательной среде в условиях адаптационной группы позволяет нам увеличить общий охват детей дошкольным образованием, содействовать полноценному развитию ребенка преддошкольного возраста. Вместе с тем мы считаем, что новые формы дошкольного образования должны не заменить собой традиционные, а органично их дополнить.

***

На сегодня наша задача состоит в том, чтобы поддерживать достигнутый уровень. Для этого необходимо постоянно сохранять качество предоставления образовательных услуг, изучать степень удовлетворенности родителей.

Развитие своего учреждения мы видим во внедрении инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Для нас это прежде всего удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования. Учреждению не безразлично, кто придет в детский сад — пассивные потребители услуг или заинтересованные родители, которые готовы активно участвовать в образовательном процессе.

В процессе поиска новых форм работы в этом направлении невозможно предложить универсальный набор методов, общий для всех план организации и проведения занятий в таких группах. Тем не менее, именно сотрудничество с родителями — один из секретов успешной деятельности учреждения дошкольного образования. 

2038 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок