Формирование платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования

Формирование платных образовательных услуг в учреждении дошкольного образования

  • Как сформировать кадровый состав для оказания дополнительных образовательных услуг на платной основе?
  • Как платные услуги помогают укреплять материально-техническую базу учреждения?
  • Как правильно составить расписание занятий по оказанию платных образовательных услуг?
  • Как осуществлять контроль за ходом и результатами оказания платных образовательных услуг?


Шиндюк Мария

Заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад № 2 г. Минска»

2559 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждении дошкольного образования осуществляется на основании заключенных договоров о платных услугах в сфере образования с законными представителями воспитанников, зачисленных в группы. Эти документы регистрируются в журналах регистрации договоров об оказании образовательных услуг. Зачисление детей в группы осуществляется на основании заявления на оказание платных образовательных услуг их законных представителей. Договоры, заключенные с законными представителями, в полной мере регулируют условия оказания услуг, права и обязанности сторон и составляются в соответствии с типовым договором об оказании дополнительных образовательных услуг на платной основе (далее — платные образовательные услуги).

Платные образовательные услуги в учреждении дошкольного образования предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей законных представителей, в т. ч. и ребенка. Возможность их оказания предусмотрена учебной программой дошкольного образования.

Так, в 2020/2021 учебном году в нашем учреждении функционировали следующие дополнительные образовательные услуги: «Хореография», «Вечерняя группа», «Детский фитнес», «Творческая мастерская», «Материнская школа», «Группа кратковременного пребывания».

Кадровый состав

Платные образовательные услуги в наших яслях-саду оказывают 10 педагогов дополнительного образования. 5 из них имеют высшее педагогическое образование (50 %), 5 — среднее специальное педагогическое образование (50 %); 1 — высшую квалификационную категорию (10 %), 2 — первую квалификационную категорию (20 %), 7 не имеют квалификационной категории (70 %).

Стаж в системе дошкольного образования у большинства педагогов составляет более 15 лет (40%), стаж работы от 10 до 15 лет — у трех педагогов (30%), до 5 лет — тоже у трех (30%).

Материально-­техническое и методическое обеспечение

Платные образовательные услуги дают возможность учреждению дошкольного образования постоянно укреплять материально-­техническую базу, способствуют поддержанию престижа учреждения, повышают его конкурентоспособность. Кроме того, за счет дохода от оказания платных образовательных услуг педагоги дополнительного образования имеют возможность повышать свою профессиональную компетентность в области современных образовательных технологий, в т. ч. информационно-­коммуникационных. Это, в свою очередь, повышает уровень качества образовательного процесса в целом и позволяет обеспечить запросы родителей в полном объеме.

С целью организации качественного функционирования дополнительных образовательных услуг администрацией учреждения дошкольного образования принимаются меры по материально-­техническому и методическому их обеспечению за счет средств от приносящей доходы деятельности. Таким образом, на данном этапе каждое помещение, где оказываются дополнительные образовательные услуги, оборудовано современными телевизорами, есть переносная мультимедийная установка, приобретена музыкальная акустическая система с микрофоном, имеется необходимый спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, игровое оборудование в достаточном количестве.

Педагоги дополнительного образования, оказывающие дополнительные образовательные услуги, при планировании образовательной работы с детьми используют методические и учебно-­наглядные пособия, рекомендованные научно-­методическим учреждением «Национальный институт образования Министерства образования Респуб­лики Беларусь» (серии «Умней-ка!», «Мир детства», «Страницы родной земли», «Жила-была сказка»). Кроме того, при организации дополнительных образовательных услуг широко используются современные образовательные технологии: методика обучения чтению М. Зайцева, методика М. Монтессори, технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, элементы сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, методика Э. Дьенеша, палочки Х. Кюизенера, методика обучения чтению по Л. П. Царёвой.

Опыт и профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования регулярно транслируются в рамках проведения районных декад профессионального мастерства, «Дней открытых дверей», гостевых занятий для законных представителей воспитанников.

Также обобщенный опыт работы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях организации работы адаптационной группы» был представлен на коллегии управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска. Методические разработки педагогических работников по дополнительной образовательной услуге «Материнская школа» опубликованы в периодической печати (научно-методический журнал «Пралеска», научно-методический и научно-практический журнал «Минская школа» и др.)

Составление расписания занятий по оказанию платных образовательных услуг

Расписание занятий составляется с учетом специфики работы учреждения дошкольного образования. Оно основывается на требованиях учебной программы, санитарных норм и правил, специфических санитарно-­эпидемиологических требований. Занятия дополнительных образовательных услуг «Хореография», «Вечерняя группа», «Детский фитнес», «Творческая мастерская» организованы для воспитанников с четырехлетнего возраста. Их продолжительность составляет от 20 до 35 мин в соответствии с возрастом детей.

Наполняемость подгрупп — не более 12 воспитанников. Это позволяет организовать занятия качественно, уделить внимание каждому ребенку.

Способы информирования родителей (законных представителей)

С целью позиционирования спектра оказываемых дополнительных образовательных услуг, как правило, в середине и в конце учебного года в учреждении проводятся «Дни открытых дверей», фестивали платных образовательных услуг. На этих мероприятиях законным представителям представляется возможность ознакомиться с содержанием той или иной услуги и сделать свой выбор на перспективу.

Кроме традиционной печатной информации, предлагаемой вниманию родителей на стендах яслей-сада, мы используем официальный интернет-­ресурс учреждения. На нем размещаются рекламные листовки, пресс-­релизы об оказываемых услугах, видео- и фотоотчеты о работе педагогов дополнительного образования с детьми. Также с целью популяризации дополнительных образовательных услуг, а также для привлечения внимания родительской общественности мы используем популярные мессенджеры и социальные сети (у нас есть телеграм-канал «Территория безопасного детства» и страничка в Инстаграме). Кроме того, мы традиционно проводим анкетирование родителей с целью изучения их мнения о качестве оказания дополнительных образовательных услуг. В эту работу мы активно внедряем использование Google-форм, размещаемых на сайте учреждения в специальной рубрике. Такой подход позволяет охватить больше респондентов и оптимизировать процесс обработки результатов.

С целью дополнительного информирования родителей на территории учреждения размещен рекламный баннер о спектре платных услуг, оказываемых яслями-­садом. Это позволяет нам привлекать неорганизованных детей.

На семейных педсоветах (родительских собраниях) педагоги дополнительного образования проводят ознакомительные беседы, выступления детей, мини-выставки продуктов совместного творчества детей и педагогов, охватывающие весь спектр оказываемых дополнительных образовательных услуг, что также выступает мощным инструментом в популяризации данного вида работы с детьми среди родительской общественности.

Качество, результативность оказания платных образовательных услуг

В ходе проведения контроля администрацией учреждения изучаются следующие вопросы:

  • уровень образовательной работы с детьми;
  • профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий воспитания и обучения детей;
  • документирование работы педагогами дополнительного образования;
  • научно-­методическое и материально-­техническое обеспечение;
  • планирование образовательной работы;
  • соблюдение санитарно-­гигиенических требований;
  • степень удовлетворенности родительской общественности качеством оказания дополнительных услуг;
  • сохранение контингента воспитанников, зачисленных в группу к концу учебного года.

Вопросы качества оказания платных услуг в учреждении дошкольного образования ежегодно рассматриваются на совещаниях при заведующем, совете учреждения. Они касаются:

  • возможности организации таких услуг в текущих условиях учреждения дошкольного образования, материально-­технического обеспечения;
  • анализа маркетинговых исследований на предмет запросов родительской общественности;
  • контроля родительской оплаты, а также возможности предоставления льгот по оплате дополнительных образовательных услуг;
  • прогнозирования рентабельности и динамики прибыли от оказания услуг, ее конкурентоспособности.
2559 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок