Проверки, проводимые органами государственного пожарного надзора

Проверки, проводимые органами государственного пожарного надзора

Кто может осуществлять государственный пожарный надзор?
Перечень должностных лиц, уполномоченных его осуществлять, определен в постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2021 № 8 «О должностных лицах органов государственного пожарного надзора».
К какой ответственности может быть привлечено лицо за нарушение законодательства о пожарной безопасности?
К административной, уголовной ответственности.
Каким документом регулируется работа внештатных пожарных формирований?
Положением о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований.

Гашинский Антон

Юрист

Алешкевич Анастасия

Юрист, директор ООО «Зона права»

1293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Материал подготовлен с участием специалистов Консультационного центра в области обеспечения пожарной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Государственный надзор в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами государственного пожарного надзора. Органы государственного пожарного надзора проводят государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Рассмотрим, какие нарушения выявляются органами государственного пожарного надзора, а также какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Правовое регулирование

Руководителю, чтобы быть подкованным в сфере правового регулирования проверок, проводимых органами государственного пожарного надзора, следует ознакомиться в т. ч. со следующими НПА:

Обязанности органов государственного пожарного надзора

В части надзора за соблюдением пожарной безопасности органы пожарного надзора:

1) осуществляют государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности;

2) оказывают помощь внештатным и добровольным пожарным формированиям в организации пожарно-­профилактических мероприятий, подготовке членов этих формирований;

3) выдают заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в т. ч. требований безопасности и эксплуатационной надежности;

4) оказывают помощь в обучении мерам пожарной безопасности;

5) выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом № 2403-XII и иными актами законодательства.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор, определен в постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2021 № 8 «О должностных лицах органов государственного пожарного надзора».

Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный пожарный надзор

Вопросы, подлежащие проверке

Форма контрольного списка вопросов (чек-листа) в сфере государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности приведена в приложении 11 к постановлению № 46.

Контрольный список вопросов (чек-лист) может заполняться в ходе внеплановой или выборочной проверки либо при планировании проверок.

В чек-листе, в перечне требований, предъявляемых к проверяемому субъекту, проставляются следующие отметки:

  • в позиции «Да» проставляется отметка, если предъявляемое требование реализовано в полном объеме;
  • в позиции «Нет» — если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;
  • в позиции «Не требуется» — если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) применительно к данному проверяемому субъекту;
  • в позиции «Примечание» отражаются поясняющие записи, если предъявляемое требование реализовано не в полном объеме, и иные пояснения.

Чек-лист содержит более 120 требований, предъявляемых к проверяемому субъекту, среди которых:

  • обеспечение ответственными лицами пожарной безопасности и противопожарного режима на закрепленных за ними объектах;
  • знание работниками требований пожарной безопасности, умение применять первичные средства пожаротушения и средства самоспасения;
  • разработка проверяемым субъектом общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности и т. д.

Выдаваемые документы

Органы государственного пожарного надзора выносят (выдают) требования, предписания, заключения, предложения, рекомендации, документы, содержащие перечни требований в области пожарной безопасности.

Требования, предписания, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора в пределах их компетенции, обязательны для выполнения государственными органами, государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами.

Требования, предписания, заключения, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора и (или) в судебном порядке.

Требования, предписания, предложения, рекомендации, вынесенные (выданные) органами государственного пожарного надзора, могут быть изменены или отменены вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора, если иное не установлено законодательными актами.

Типичные нарушения

К наиболее распространенным нарушениям требований пожарной безопасности относятся:

  • неисправность либо необслуживание системы пожарной автоматики объекта (системы пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установки автоматического пожаротушения);
  • неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения объекта;
  • отсутствие организации подготовки работников по программам пожарно-­технического минимума и проведения противопожарных инструктажей, а также обучения их мерам пожарной безопасности;
  • самовольная перепланировка объектов с нарушением требований пожарной безопасности без разработки проектной документации;
  • отсутствие общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;
  • необеспечение на объекте безопасной эвакуации людей (двери заперты, отсутствуют устройства открывания их изнутри без ключа, эвакуационные пути загромождены и др.);
  • неисправное состояние либо отсутствие первичных средств пожаротушения;
  • отсутствие внештатных пожарных формирований либо их функционирование без должной организации.

Заведующему на заметку
В рамках проверки должностные лица наделены полномочиями проверять наличие всей соответствующей технической документации, которая касается обеспечения безопасности при пожарах, а также исследовать все помещения и прилегающие земельные участки проверяемого субъекта.

Ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной без­опасности предусмотрена административная и уголовная ответственность. При этом степень ответственности (уголовная либо административная) за нарушение одних и тех же нормативов в области обеспечения пожарной безопасности определяется с учетом наступивших последствий.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 24.36 КоАП. Ответственность по данной статье наступает как при наличии прямого умысла, когда лицо сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, и желает действовать таким образом, так и при небрежности, когда лицо не сознает, что нарушает законодательство о пожарной безопасности, хотя должно было и могло это сознавать.


ПРИМЕР
Административная ответственность по ст. 24.36 КоАП наступает за невыполнение руководителями либо иными должностными лицами обязанности в области обеспечения пожарной безопасности.


Повышенную административную ответственность влечет нарушение специфических требований по обеспечению пожарной без­опасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей, взрывопожароопасных и пожароопасных производств лицами, ответственными за их выполнение.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 304 УК.

Так, нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Повышенная ответственность (вплоть до 7 лет лишения свободы) наступает за нарушения, повлекшие причинение вреда человеку либо ущерба чужому имуществу в крупном, особо крупном размере.

Рекомендации руководителям

Для обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в организации руководитель обязан:

1) обеспечить:

  • соблюдение и контроль выполнения требований по обеспечению пожарной безопасности и противопожарного режима в учреждении;
  • работоспособность и исправность средств противопожарной защиты и пожаротушения, противопожарного водоснабжения, связи, защиты от статического электричества, наружных пожарных лестниц, ограждений крыш зданий, а также постоянную готовность к применению этих средств;

2) организовать:

  • разработку общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности. Требования к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности установлены постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.04.2018 № 28 «Об установлении требований к содержанию общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности»;
  • приведение технологических процессов в соответствие с эксплуатационной и технологической документацией;
  • информирование работников о состоянии пожарной безопасности субъектов хозяйствования путем размещения на стендах информации о правилах работы с огнетушителями, действиях при пожарах и т. д.;
  • работу внештатных пожарных формирований. Работа внештатных пожарных формирований регулируется Положением о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2020 № 296 «О внештатных пожарных формированиях»);
  • уборку территории от сухой растительности и горючих отходов и т. д.

Кроме того, руководитель учреждения и другие должностные лица в области обеспечения пожарной безопасности, в частности, должны:

  • обеспечить своевременное проведение противопожарных мероприятий по предписаниям, требованиям органов государственного пожарного надзора;
  • обеспечить выполнение законодательства о пожарной безопасности и международных актов;
  • обеспечить содержание в исправном состоянии пожарной техники, оборудования и инвентаря, не допускать их использование не по прямому назначению;
  • организовать обучение работников мерам пожарной безопасности и обеспечить их участие в предупреждении и тушении пожаров;
  • не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж и (или) в случаях, предусмотренных законодательством, подготовку по программе пожарно-­технического минимума;
  • обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и организовать проведение практических тренировок по его отработке;
  • предоставлять по требованию органов государственного пожарного надзора сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности зданий, сооружений;
  • принимать меры к нарушителям законодательства о пожарной безопасности, взыскивать в установленном законодательством порядке материальный ущерб с лиц, виновных в возникновении пожара;
  • предоставлять в установленном порядке в необходимых случаях органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям технику, горюче-­смазочные материалы, продукты питания и места отдыха для личного состава при тушении пожаров.
1293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Онлайн-семинар «Трудовой кодекс — 2024 и ведение делопроизводства: что изменилось для учреждений образования»

Законом от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» внесены изменения в ТК. Они вступили в силу с 1 января 2024 г. Чтобы можно было лучше...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 471

Работа сторожей в ночное время: особенности, ограничения, оформление, нарушения

В УДО в большинстве случаев к работе в ночное время привлекаются сторожа. Заведующему УДО необходимо знать, что работа в ночное время оказывает негативное влияние на здор...
№ 1 (145) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 973
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок