Изменения в закупках за счет собственных средств
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Изменения в закупках за счет собственных средств

2 февраля 2022 г. в целях совершенствования регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 59 (далее — постановление № 59), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229).
Остановимся на наиболее актуальных изменениях законодательства о закупках за счет собственных средств.

Лойша Андрей

Адвокат

1657 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2022 № 59 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229»
Дата вступления в силу: 05.03.2022


1. В новой редакции изложен перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых не распространяет действие постановление № 229 (приложение 1).

В новой редакции перечня товаров (работ, услуг), на закупки которых не распространяет действие постановление № 229, существенно сокращено количество оснований для приобретения товаров у определенных в постановлении № 229 организаций. Вместе с тем напомним, что при приобретении товаров собственного производства у их производителя может применяться процедура закупки из одного источника (абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).

Новыми случаями закупок, на которые не распространяет действие постановление № 229, в частности, являются:

  • закупки услуг по сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления (менеджмента), компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п. 56 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции));
  • приобретение услуг по обязательным медицинским осмотрам работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, а также внеочередным медицинским осмотрам при ухудшении состояния здоровья (п. 57 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции));
  • приобретение консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах (п. 61 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции));
  • закупка заготовок карточек для эмиссии банковских платежных карточек платежной системы БЕЛКАРТ (п. 62 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции)).

Кроме того, изменена норма, связанная с закупкой товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в т. ч. их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве.

С 5 марта 2022 г. постановление № 229 распространяет действие на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского гор­исполкома.

2. Изменено правило об отклонении посредников.

При рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвуют не менее двух производителей и (или) сбытовых организаций (официальных торговых представителей) и цена предложения такого участника не ниже цены хотя бы одного участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя).

Ранее постановление № 229 предусматривало обязанность отклонить предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя).

Кроме того, постановлением № 59 установлено, что срок действия договора (соглашения) с производителем должен составлять не менее срока исполнения обязательств, предусмотренного не только документацией о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, но и условиями процедуры закупки из одного источника. До принятия постановления № 59 срок действия договора (соглашения) применительно к процедуре закупки из одного источника не регулировался.

3. Изменено регулирование отраслевых особенностей в части централизации закупок товаров (работ, услуг) и согласования закупок импортных товаров.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с постановлением № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (подп. 2.13 п. 2 постановления № 229).

Постановлением № 59 изменено регулирование в части особенностей централизации закупок товаров (работ, услуг) и согласования закупок импортных товаров.

Согласно изменениям организатором процедур централизованных закупок может быть определена одна из организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) государственного органа (государственной организации) (ранее было обязательно, чтобы организатором являлась одна из организаций, закупки которых централизуются).

Постановлением № 59 закреплено, что отраслевые особенности могут предусматривать согласование с государственным органом (государственной организацией) решений об осуществлении закупок и (или) допуска к участию в процедурах закупок поставщиков, предлагающих импортные товары, и (или) иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом международных договоров Республики Беларусь, в соответствии с которыми товарам (работам, услугам) в Республике Беларусь предоставляется национальный режим, а также с учетом подп. 2.16 п. 2 постановления № 229.

4. Расширен перечень товаров, допуск к закупкам которых подлежит согласованию с комиссией по вопросам промышленной политики.

В частности, в приложение 3 к постановлению № 229 включены такие позиции, как плиты, листы, пленка, фольга и полосы из пластмасс прочие (22.21.4), прутки и стержни хо­лод­нотянутые из железа или нелегированной стали прочие, содержащие по массе менее 0,25 % углерода, прямоугольного поперечного сечения (кроме прутков и стержней из автоматной стали) (24.31.10.300).

5. Изменены требования к обеспечению минимальной доли белорусских товаров при закупках.

С 5 марта 2022 г. не требуется обеспечивать минимальную долю закупок белорусских товаров при закупках товаров, указанных в пп. 4, 5 и 26 приложения 1 к постановлению № 229 (в новой редакции), а именно:

  • биржевых товаров на биржевых торгах (п. 4);
  • товаров на аукционах (п. 5);
  • товаров для оптовой и (или) розничной торговли, общественного питания, за исключением закупки товаров для организации общественного питания в учреждениях здравоохранения и образования, не связанных с закупкой товаров для их последующей реализации в буфетах и кафетериях в учреждениях здравоохранения и образования (п. 26).
1657 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Планирование работы УДО по воспитанию патриотизма у детей

Одним из перспективных направлений профессионального развития педагогических работников УДО является повышение профессиональной компетентности по воспитанию патриотизма у...
№ 7 (151) 2024 Клезович Ольга
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 468
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок