Адаптация молодых специалистов: опыт работы учреждения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Адаптация молодых специалистов: опыт работы учреждения

Каждый год сотни молодых специалистов пополняют ряды сотрудников УДО. Бывшие учащиеся и студенты становятся педагогами. Однако все еще актуальной остается проблема оттока молодых специалистов из системы дошкольного образования столицы в другие сферы именно в первые годы их профессиональной деятельности. Каждый руководитель понимает, что быстрая и успешная адаптация является залогом того, что молодой специалист останется в профессии.

Кузьмич Татьяна

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 239 г. Минска»

526 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование формирования кадрового потенциала

С целью формирования кадрового потенциала, способного обеспечивать эффективное решение актуальных и перспективных задач общественно-­политического и социально-­экономического развития страны, а также создания условий и механизмов, направленных на обеспечение кадровой безопасности, подписан Указ Президента Республики Беларусь от 03.01.2024 № 1 «О Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь», в котором указано на необходимость минимизировать негативное влияние, в частности, следующих тенденций:

  • роста дефицита квалифицированных кадров по наиболее значимым видам экономической деятельности;
  • изменения ценностных ориентиров молодежи и ее отношения к труду;
  • недостаточной работы организаций по формированию четкой кадровой стратегии.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 «О вопросах реализации образовательных программ», в частности, утверждено Положение о базовой организации учреждения образования, а также установлена примерная форма договора о взаимодействии учреждения образования с организацией — заказчиком кадров.

Общим направлением государственной кадровой политики среди прочего является развитие системы адаптации кадров, в т. ч. наставничества. Реализация государственной кадровой политики должна осуществляться посредством выстраивания руководителями системной работы по подбору и расстановке кадров, созданию условий для их закрепления.

Проблемные моменты формирования кадрового потенциала в УДО

На практике УДО сталкиваются с тем, что у молодых специалистов порой отсутствует сформированная система компетенций, которые позволяли бы им быстро включаться в профессиональную деятельность, быть стрессоустойчивыми и гибкими.

Возможно, проблема кроется и в объективных причинах. Поступающим в учреждения среднего специального образования (далее — УССО) абитуриентам сегодня едва ли исполняется 15 лет. Согласитесь, достаточно сложно в этом возрасте сделать осознанный выбор. И лишь к моменту окончания двухлетней обязательной работы многие из молодых специалистов задаются вопросами поиска себя (правильный ли выбор я сделал, нужно ли что-то менять, ведь я такой молодой, весь мир открыт передо мной).

С 2018 г. сроки обучения в УССО сокращены с 3 лет 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев. В итоге мы порой принимаем на работу выпускника, которому едва исполнилось 18 лет (учреждения образования имеют право принимать на работу по педагогическим специальностям только совершеннолетних лиц).

Справочно: подп. 3.1 п. 3 списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь от 27.06.2013 № 67), определен запрет на выполнение работ, в частности, по обслуживанию детей в учреждениях образования и иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Идеальные представления молодого специалиста о первом рабочем месте, сталкиваясь с объективной реальностью многозадачности и сложности профессиональной деятельности, часто приводят к принятию решения уйти из профессии после положенной двухлетней отработки.

С помощью анкетирования, проведенного ресурсным центром по управленческой дея­тельности ГУО «Детский сад № 239 г. Минска», было выявлено, что лишь 48,1 % молодых специалистов (воспитателей дошкольного образования) района планируют продолжить педагогическую деятельность. В то же время значительная часть педагогов (42,3 %), только начавших свой трудовой путь, намерены сменить профессию на другие сферы труда, не связанные с образованием (сфера обслуживания, индустрия красоты, туризм, логистика, маркетинг, менеджмент). Еще 9,6 % педагогов находятся в состоянии неопределенности, затрудняются с ответом. Следует отметить, что из потенциальных 48 %, намеренных продолжать и дальше педагогическую деятельность, 12 % сменят должность воспитателя дошкольного образования на другую после получения высшего образования по специальностям «Дефектология», «Психология» и др.

Поэтому к актуальным педагогическим задачам любого учреждения образования относится работа, направленная на более быструю и успешную адаптацию молодых специалистов к новой социальной роли, закрепляемость молодых специалистов на первых рабочих местах.

Особенности процесса адаптации молодых специалистов

Рассмотрим процесс адаптации молодых специалистов комплексно, проанализировав различные типы адаптации:

  • физиологическую адаптацию — приспособление к новым условиям работы, графику, нагрузкам;
  • социальную адаптацию — знакомство с атмосферой УДО, интеграция в социальную среду, принятие норм поведения, построение взаимоотношений с коллегами, администрацией и законными представителями воспитанников;
  • психологическую адаптацию — процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды;
  • профессиональную адаптацию — включение молодого специалиста в профессиональную деятельность, привыкание к требованиям администрации, НПА.

Результаты наблюдения за социальной адаптацией молодых специалистов свидетельствуют о том, что уровень их коммуникативной компетентности после окончания УССО часто не соответствует уровню сложности решаемых ими в будущем задач. В связи с этим молодой педагог в начале профессио­нальной деятельности вынужден устранять дефицит не только профессиональных знаний и умений, но и коммуникативных навыков.

Модель адаптации молодых специалистов должна соответствовать требованиям времени и качественно изменяться как содержательно, так и технологически. Необходимо всегда учитывать особенности и специфику педагогической деятельности, ее функционально-­ролевую значимость при разработке системы мер, направленных на адаптацию молодых специалистов в учреждении образования.

В ГУО «Детский сад № 239 г. Минска» выстроена комплексная модель адаптации молодых специалистов «АдаптациЯ: от А до Я».

Разработанный комплекс мероприятий, направленных на адаптацию молодых специа­листов, реализацию ими своих возможностей в профессиональной деятельности, содействует успешному их вхождению в новое образовательное пространство, способствует формированию и сохранению положительной мотивации к выбранной профессии педагога и повышению ее статуса.

Ниже рассмотрим практический этап социальной адаптации молодого специалиста. В нашем учреждении это комплекс мероприятий для молодых специалистов, способствущих знакомству с атмосферой учреждения. Проводимые мероприятия дают возможность начинающим педагогам с первых дней работы проявить творческую инициативу, включиться в деятельность, соответствующую их способностям, увлечениям, интересам.

Практический этап социальной адаптации через quest-игру «PROсад»

Игра проводится в начале учебного года, обычно в конце сентября, когда молодые специалисты уже практически два месяца работают в учреждении. Quest — это разновидность игр, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Quest-игра «PROсад» подразумевает прохождение молодыми специалистами специализированных площадок, где они выполняют задания, связанные с жизнью и деятельностью детского сада, его традициями и достижениями. Задания quest-игры созданы с использованием Google-­формы. При помощи любого мобильного устройства молодой специалист без труда освоит поставленную задачу.

Наша цель не в том, чтобы участники правильно ответили на поставленные вопросы. Главное, чтобы при прохождении и выполнении заданий они больше узнали об учреждении, почувствовали свою принадлежность к коллективу профессионалов, причастность к его знаковым достижениям.

Прохождение quest-игры предполагает использование всех возможных источников для получения необходимой информации (сайт, Telegram, YouTube, Instagram учреждения), а также живое общение с педагогами (их интервьюирование).

Многие вопросы подкреплены интересными фото- и видеоматериалами, текстовыми комментариями, с которыми участники могут ознакомиться сразу при прохождении quest-игры или позже.

Например, вопрос «Правда ли, что все молодые специалисты после двухлетней отработки получают ежемесячную надбавку в размере 30 % от оклада?» подкрепляется ссылкой на локальный правовой акт, где эта норма закреплена (коллективный договор). Или же вопрос «Правда ли, что педагоги учреждения являются участниками танцевального коллектива “Краса”?» подкреплен видео выступления творческого коллектива.

Таким образом, наша главная задача — заинтересовать, повысить авторитет и имидж профессии и учреждения — будет достигнута.


От редакции

Также вы можете ознакомиться с quest-игрой «PROсад».

526 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок