Профилактика семейного неблагополучия остается приоритетной в работе учреждений образования, поскольку защита прав и законных интересов детей, сохранение биологической семьи являются самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.
Ключевая роль в системе ранней профилактики или обнаружения неблагополучия в семьях, где воспитываются дети дошкольного возраста, принадлежит работникам детских садов. Воспитатели дошкольного образования и другие педагогические работники внимательно относятся к случаям необоснованного изменения в эмоциональных и поведенческих реакциях ребенка (это переменчивый фон настроения, заниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, неадекватные сюжеты ролевых игр и др.). В случае подозрения на наличие факторов, негативно влияющих на психическое благополучие воспитанников, педагогические работники знают, что эту информацию важно своевременно сообщить руководству учреждения образования или педагогу-психологу.
В отдельных случаях при возникновении трудной жизненной ситуации (например, когда родители не забрали ребенка из детского сада или забирают ребенка в состоянии алкогольного опьянения; в случае экстренного изъятия ребенка из семьи; когда воспитатель предположил, что над ребенком совершено насилие) от педагогических работников требуется грамотная и четкая координация действий, направленных на уменьшение или избегание негативного воздействия социальных рисков на ребенка.
Более подробно действия заведующего и педагогов (сотрудников) УДО в конкретной экстремальной ситуации представлены в виде алгоритмов:
- алгоритм 1 «Ситуация, когда родители не забрали ребенка из детского сада или родитель пришел забирать ребенка в состоянии алкогольного опьянения»;
- алгоритм 2 «Ситуация экстренного изъятия ребенка из семьи (при изучении особенностей семейного воспитания выясняется, что ребенок находится в ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью)»;
- алгоритм 3 «Ситуация, в которой воспитатель (сотрудник) учреждения дошкольного образования предположил, что над ребенком совершено насилие».
Представленные алгоритмы позволят сотрудникам УДО грамотно и четко выполнять свои функциональные обязанности.
Справочно: в алгоритмах используются следующие сокращения:
СОП — социально опасное положение;
ИДН — инспекция по делам несовершеннолетних;
КДН — комиссия по делам несовершеннолетних;
НГЗ — нуждающийся в государственной защите;
СП — совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОВД — органы внутренних дел;
УЗ — учреждение здравоохранения;
ОПОП — общественный пункт охраны порядка.
Перечень НПА, на которые есть ссылки в алгоритмах
В алгоритмах в скобках даны ссылки на нормативные документы из приведенного ниже перечне в виде их порядкового номера в перечне.
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (в актуальной редакции) (в алгоритмах — постановление № 22).
2. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений».
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728 «Об обеспечении государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, Положением о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям, Положением о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей).
4. Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагополучной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь 01.10.2019, в ред. от 07.07.2023).
5. Инструкция о порядке действий педагогических работников по предупреждению и выявлению насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних (утверждена министром образования Республики Беларусь 23.08.2024).
6. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
7. Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия (разработан в рамках выполнения подп. 2.4.1.2 п. 2 протокола комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь от 19.12.2023 № 33/27).
8. Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З «Об оказании психологической помощи».
Алгоритм 1. Ситуация, когда родители не забрали ребенка из детского сада или родитель пришел забирать ребенка в состоянии алкогольного опьянения
Алгоритм 2. Ситуация экстренного изъятия ребенка из семьи (при изучении особенностей семейного воспитания выясняется, что ребенок находится в ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью)
Алгоритм 3. Ситуация, в которой воспитатель (сотрудник) учреждения дошкольного образования предположил, что над ребенком совершено насилие