Прогулка в детском саду: законодательные аспекты и структура

Прогулка в детском саду: законодательные аспекты и структура

Важным компонентом распорядка дня учреждения дошкольного образования является прогулка. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, необходимого для гармоничного, разностороннего развития личности ребенка. 

Основная задача педагогического работника на прогулке — обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности детей.

Григорьева Наталья

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Детский сад № 496 г. Минска»

288 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Санитарные требования

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил “Требования для учреждений дошкольного образования”» пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 м — 4 ч в зависимости от режима работы учреждения дошкольного образования и в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

Прогулка осуществляется в любую погоду, за исключением неблагоприятных погодных условий (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха ‒15 °C и ниже — для детей в возрасте до 3 лет, ‒18 °C и ниже — для детей в возрасте от 3 до 7 лет, ‒22 °C. При небольшом дожде прогулку можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с воспитанниками проводят беседы, организуют спокойные игры, читают художественные произведения. Решение о сокращении длительности (запрещении) прогулок принимает руководитель учреждения.

Требования безопасности

Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227 (далее — Правила № 227)) определено, что работники предварительно перед прогулкой осуществляют осмотр групповой площадки на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья обучающегося.

Перед началом и завершением прогулки необходимо обеспечить безопасность выхода (входа) обучающихся из помещения (в помещение). Педагогический работник должен напомнить обучающимся правила поведения при выходе на прогулку (возвращении с прогулки): не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2‑й и 3‑й этажи держаться за перила, не нести перед собой крупные игрушки и предметы, закрывающие обзор пути.

Справчоно: выход обучающихся на прогулку (возвращение с прогулки) осуществляется в сопровождении педагогического работника, при необходимости — иного работника (помощника воспитателя).

Структура прогулки

Пунктом 30 Правил № 227 определено, что распорядок дня обучающихся в учреждении дошкольного образования должен соответствовать их возрастным особенностям, предусматривать гигиенически обусловленную длительность сна и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

В распорядке дня учреждения дошкольного образования должно быть предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Прогулка дает возможность воспитателю дошкольного образования организовать разнообразную деятельность воспитанников и включить в нее все компоненты.

Структура прогулки и ее компоненты:

  • наблюдение;
  • подвижные игры и основные движения;
  • дидактические игры;
  • труд детей на участке группы;
  • самостоятельная игровая деятельность воспитанников.

Последовательность структурных компонентов прогулки может изменяться в зависимости от погодных условий, сезона, вида и тематики занятий. Если перед прогулкой с воспитанниками проводились занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то прогулку можно начать с подвижной игры и основных движений, наблюдения. Если до начала прогулки было занятие по образовательной области «Физическая культура» или «Музыкальное искусство», то целесообразно начать ее со спокойной деятельности, например с наблюдения.

Содержание прогулки зависит от времени года, погодных условий, предшествующих занятий. Вечерние прогулки (вторая прогулка) необходимо планировать с учетом предшествующей деятельности воспитанников без игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему.

Наблюдение. Это целенаправленное, планомерное восприятие воспитанниками объектов и явлений окружающего мира.

Воспитатель дошкольного образования заранее выбирает место и объект наблюдения, учитывая возраст и количество воспитанников. В ходе наблюдения педагог решает ряд задач: формирует представления о природе, знакомит с природой родного края, достопримечательностями, трудом взрослых, учит наблюдать, развивает логическое мышление, воспитывает любовь к родному городу (деревне), гордость и уважение к национальным традициям. Важно, чтобы диалог между взрослым и детьми был тогда, когда они не только слушают, но и обсуждают увиденное, высказывают свое мнение.

Подвижные игры и основные движения. Организуя игры, воспитатель дошкольного образования закрепляет и совершенствует ранее полученные двигательные навыки в основных видах движений, развивает двигательные способности воспитанников, нравственно-­волевые качества до уровня самостоятельного использования. Подвижная игра может быть проведена в разных частях прогулки. Планируя подвижную игру, необходимо учитывать время года, погодные условия. Проведение подвижных игр с ползанием на участке НЕ ПРОВОДИТСЯ! В дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии. Во время прогулки используются народные игры, элементы спортивных игр, спортивные упражнения. Летом — катание на велосипеде, самокате, зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. В зависимости от возраста воспитанников в прогулку включаются от 2 до 4 подвижных игр разной подвижности. Если до прогулки проводилось физкультурное занятие на воздухе, то планируются малоподвижные игры. В старшем дошкольном возрасте дети могут провести подвижную игру самостоятельно.

Дидактические игры. На прогулках осуществляется индивидуальная работа по разным направлениям посредством дидактических игр и упражнений. Организуются различные виды дидактических, словесных игр.

Труд детей на участке группы. Труд в природе неразрывно связан с наблюдением и познавательной практической деятельностью, он воспитывает интерес к сельскохозяйственным работам, уважение к труду взрослых. На прогулке организуются хозяйственно-­бытовой труд (уборка участка от мусора, листьев, снега), труд в природе (подкармливание зимующих птиц, совместно со взрослым выращивание и полив растений на огороде и в цветнике, сбор урожая).

Самостоятельная игровая деятельность воспитанников. Возникает по инициативе самих воспитанников. Пространство должно быть насыщено различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим многовариативным играм. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности воспитанников, воспитатель помогает развитию их инициативности, творческих способностей.

Выводы

Образовательный процесс на прогулке должен быть направлен на создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, развития его инициативности и творческих способностей. Организация прогулки требует от работников знания программных задач учебной программы дошкольного образования, особенностей психического и физического развития воспитанников в каждой возрастной группе, наличия способности быстро реагировать на изменяющиеся условия образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к воспитанникам.

288 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Руководство по обработке персональных данных в учреждении дошкольного образования»

Соблюдение требований законодательства о защите персональных данных является важным для всех детских садов! Нарушение этих требований может привести к серьезным штрафам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 305
2

Санитарно-эпидемиологические требования для детских садов: последние изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 внесены изменения в специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуат...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 616
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок