Доплата за дополнительные трудовые обязанности: что изменится с 1 января
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Доплата за дополнительные трудовые обязанности: что изменится с 1 января

Указом Президента Республики Беларусь от 21.11.2024 № 429 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 429) внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27), которые вступают в силу с 1 января 2025 г. В статье рассмотрим, что изменится для работников УДО после вступления в силу Указа № 429.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

23 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новые права руководителей бюджетных организаций

Указом № 429 предоставлено право руководителям бюджетных организаций (в т. ч. заведующим УДО) по согласованию с действующим в организации профсоюзом утверждать штатные расписания со штатной численностью работников в меньшем количестве по сравнению с их численностью, определенной в соответствии с законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности.

Таким образом, с 1 января руководителям бюджетных организаций предоставлено право по согласованию со своим профсоюзом (при его наличии) утверждать штатные расписания с численностью работников в меньшем количестве по сравнению с их численностью, определенной в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 № 248 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений дошкольного образования, специальных детских садов».

Кому устанавливается доплата

Фонд оплаты труда по численности работников, определенной в соответствии с законодательством, типовыми (примерными) штатами и нормативами численности, но не утвержденной в штатном расписании, направляется руководителями бюджетных организаций на доплату работникам.

Доплата устанавливается работникам, непосредственно выполняющим с их письменного согласия в течение установленной продолжительности рабочего дня (рабочей смены) наряду с основной работой, определенной трудовыми договорами (должностными (рабочими) инструкциями), дополнительные 

трудовые обязанности по должностям служащих (профессиям рабочих), которые на них возложены руководителем бюджетной организации в связи с принятием решения, предусмотренного в ч. 1 подп. 41.1 п. 41 Указа № 27 (с учетом изменений с 1 января).

Какой размер доплаты установлен

Доплата устанавливается в размере до 100 % заработной платы (без учета надбавки по контракту) по должности служащего (профессии рабочего), по которой выполняются дополнительные трудовые обязанности, в зависимости от объема выполняемой работы. Конкретный размер доплаты определяется нанимателем.

Справочно: зарплата работников бюджетных организаций включает в себя оклад, стимулирующие и компенсирующие выплаты и не включает единовременную выплату на оздоровление и материальную помощь.

Можно ли отказаться от дополнительной работы

Работник имеет право отказаться от выполнения дополнительных трудовых обязанностей, а наниматель — отменить поручение по их выполнению, письменно предупредив об этом соответственно нанимателя, работника не позднее чем за две недели.

Комментарий госоргана

Как следует из разъяснений, опубликованных на сайте Министерства труда и социальной защиты, при применении на практике нововведений, предусмотренных Указом № 429, фонд заработной платы остается прежним, он будет рассчитан на численность, соответствующую нормативам. Сэкономленный таким образом фонд заработной платы будет направляться на установление доплаты тем работникам, которые непосредственно будут выполнять дополнительные трудовые функции.

Размер доплаты составит до 100 % заработной платы по той профессии рабочего или должности служащего, по которой будут выполняться дополнительные трудовые функции, в зависимости от объема выполняемой работы. Таким образом у работника появится возможность увеличить заработную плату до двух раз.

Выполнение работниками дополнительных трудовых функций наряду с основной работой будет осуществляться только с их согласия в течение установленной им продолжительности рабочего дня.

Министерство труда и социальной защиты в своем разъяснении отмечает, что механизм, закрепленный Указом № 429, был апробирован в течение 2024 г. в ходе реализации пилотного проекта, в котором участвовали 35 бюджетных организаций. В среднем дополнительная нагрузка на работника составила 0,5 штатной единицы. При этом заработная плата увеличилась в среднем в 1,5 раза. Участники пилотного проекта отметили эффективность данного механизма.

Справочно: постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2023 № 758 (в ред. от 15.08.2024) «Об оптимизации численности и установлении индивидуальных условий труда работников бюджетных организаций» было определено реализовать в 2023‒2024 гг. пилотный проект по оптимизации численности и установлению индивидуальных условий труда работников бюджетных организаций. В данном пилотном проекте участвовали, в частности, 7 УДО.

23 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Заведующий УДО: коррупционные риски при выполнении иной оплачиваемой работы

Нередко руководители УДО и (или) их заместители помимо основных обязанностей дополнительно выполняют иные оплачиваемые работы как у себя в учреждении, так и в иных учрежд...
№ 11 (155) 2024 Фесько Никита,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 104
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок