Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. В психологии и психиатрии амбивалентность — это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.
Амбивалентность — переменчивость (дословно: двуликость). Двуликий Янус — римский бог времени, символ амбивалентности. Монета двулика. Она тоже амбивалентна, может упасть на любую сторону, даже встать на ребро
В чем отличие понятий в психологии и психиатрии?
Психология и психиатрия — две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.
В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признается нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность. К примеру, ревность. Это состояние заставляет нас противоречиво относиться к человеку. Ведь ревность бывает не только в личных отношениях, но и в профессиональных. Кто-то может быть лучше нас, умнее, красивее, кого-то чаще хвалят и т. д. — это очень злит, вызывает двойственность чувств. Мы подавляем плохие эмоции, но негатив постепенно накапливается, приводя в какой-то момент к конфликту и эмоциональному истощению.
В психиатрии эти чувства свидетельствуют о расстройстве, когда они однополярные (только положительное или только отрицательное), поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями. Например, если мальчика мама воспитывала строгими методами, жестоко наказывала за ошибки, это становится закладкой в формировании амбивалентного отношения к женщинам. Повзрослев, он хочет, чтобы мама гордилась его успехами. Но в то же время он ненавидит всех женщин, старается «отгородиться» от них, не пуская их в свою жизнь.
Один из наиболее ярких примеров в литературе, где амбивалентность является отклонением, — мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством.
Справочно: амбивалентность в психологии — признак нормального состояния человека, который однозначно не определил свое отношение к кому-либо или чему-либо. Это пограничное состояние, за которым нужно просто внимательно следить, разговаривать с человеком, приводить логические факты, а не пытаться его «переделать» и лечить.
Причины появления амбивалентности
С амбивалентными состояниями, мыслями и переживаниями хотя бы однажды сталкивался каждый человек. Наверняка и вы можете вспомнить ситуацию из своей жизни, когда не могли сделать выбор, потому что оба варианта казались вам правильными. Так происходит, когда:
- есть неуверенность (подсознательно мы боимся совершить ошибку при принятии решения и потерпеть неудачу);
- есть предрассудки, религиозные традиции, приметы, сила внушения, страхи (когда необоснованные, надуманные установки не дают сделать выбор);
- есть заболевания (при шизофрении и шизоидных состояниях, при затяжной клинической депрессии, в случае биполярного аффективного расстройства, при различных неврозах, сильных стрессах и т. д.).
Справочно: специалисты считают, что причина развития амбивалентности кроется в конфликте социальных ценностей, которые связаны с разницей в культуре, расе, этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации и т. д. Многие современные нормы и ценности изначально формируют в нас противоречивые неоднозначные чувства.
Примеры проявления амбивалентности на работе
Основные проявления двойственности — это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями. При этом поведение работника постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного, и наоборот; из осторожного и даже трусливого — в храброго и даже агрессивного, а потом обратно.
Двойственное состояние в рабочих отношениях, конечно, приводит к конфликтным ситуациям, потере результативности. Рассмотрим, что является триггером в запуске амбивалентности.
Профессиональная ревность
В большинстве случаев амбивалентность проявляется в конкуренции и профессиональной ревности: работник может безумно любить свою профессию, но в то же время ненавидеть людей, с которыми он работает. И как результат — эти чувства будут отражаться на работе, на собственном здоровье и самочувствии окружающих.
Проблема выбора
Работник не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может попросить помощи у коллег, руководителя, а когда все готовы ему помочь — отказывается от сердобольных помощников, считая, что таким образом он показывает свою некомпетентность и может испортить впечатление о «себе любимом».
Амбиции «молодых»
Амбивалентность часто наблюдается и у молодых специалистов. Их ожидания и фантазии о реализации себя на работе не соответствуют реальности. Именно в конфликте ожиданий и действительности молодой специалист склонен к бунтарству и делению мира на «белое» и «черное».
Групповые ожидания
Подобное состояние «двойственности» может проявляться у всего коллектива, когда приходит новый управленец. Работники психологически привязаны к бывшему руководителю, испытывают грусть и в то же время радость, что их ждут изменения, как они думают, только в лучшую сторону (хотя эти чувства могут проявляться и наоборот).
Боязнь ответственности
У самих руководителей амбивалентность может проявиться через двойственность воли. К примеру, управленец избегает брать на себя ответственность и не действует. С одной стороны, приходит успокоение. А с другой — появляется чувство стыда и вины из-за собственной нерешительности, что тоже отражается на эффективности в управлении и поддержании авторитета.
Получается, что двойственное чувство по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают работники разных возрастов, и молодые, и опытные, т. к. основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворенности происходящим. Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, вам нравится специалист, он вежливый и культурный, но вдруг в определенной ситуации вы видите совершенно другие его качества, и теперь он вызывает противоречивые чувства. Симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск. Эти всплески мы можем испытывать ежедневно на работе, нас раздражают слова коллег, их поступки, однако это не мешает нам выполнять свои профессиональные обязанности.
Если мы можем работать и контролировать эти эмоции, то это психологическая норма, а если появляются навязчивые состояния (вспомните Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского), требуется соответствующее лечение.
Справочно: современная психология считает умеренную амбивалентность, которая не носит патологический характер, признаком зрелости. С возрастом человек полнее видит картину мира и иначе оценивает все происходящее вокруг, будь то отношения с людьми или поведение в любых ситуациях.
Как руководителю определить амбивалентного работника?
Существуют следующие признаки амбивалентности:
- противоречивые суждения;
- поступки, не соответствующие озвученным принципам;
- действия, не соответствующие намерениям;
- проблемы с концентрацией на чем-либо;
- заторможенность;
- конфликтность;
- сложные решения даются с трудом, и работник нуждается в помощи со стороны.
Справочно: в группу основных критериев входят эмоции, мысли и воля. Когда у работника амбивалентность наблюдается во всех трех состояниях, то это значит, что у него развита двойственность в форме патологического заболевания. Этому работнику нужна медицинская помощь.
Что делать руководителю с амбивалентным работником?
Из статьи вы уже поняли, что отказ от принятия самостоятельных решений — это шаг к амбивалентности и приближение к конфликту. Поэтому первое, что должен сделать руководитель, — сформировать ответственное поведение в коллективе и создать условия, в которых работник вынужден быть самостоятельным. Конечно, давать советы легче, чем их реализовать. Как на практике сделать работника ответственным, самостоятельным? Для успешной реализации руководителю нужны должностные инструкции работника и план, алгоритмы его работы. Естественно, что в первую очередь нужно индивидуально разобрать перечень полномочий работника и объяснить ему, чего вы от него ждете. Еще руководителю нужно учитывать, что у таких работников низкая самооценка, повышенная самокритика, присутствует страх общественного внимания, тревожность, нерешительность, и поэтому нужно создавать ситуации успеха, хвалить и поощрять. Достичь необходимого эффекта можно, только если руководитель готов к взаимодействию, сам работник не сможет в одиночку стать ответственным, самостоятельным на работе.
У каждой работы есть плюсы и минусы, но люди с амбивалентностью выполняют работу хорошо, если она им понятна и нравится, и плохо — если нет. Работа — это территория руководителя, вы там хозяин и от вас зависит, кто вас окружает!
Справочно: для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартный тест, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.