Психологический климат — это существенная составляющая рабочего процесса, от которой зависит настроение коллектива, общий дух и атмосфера. Если человек идет на работу с удовольствием, то и отдача от него будет больше. И наоборот, если на рабочем месте склоки, конфликты, то все силы работников мобилизуются не на творчество и поиск лучшего решения поставленных задач, а на сохранение эмоционального спокойствия.
Чтобы достичь благоприятного психологического климата, необходимо изучить коллектив, а также заниматься тимбилдингом. В этом материале мы расскажем об опыте нашего учреждения в данном вопросе.
Психологическое изучение коллектива
Мы ставили целью изучить персонал, сплотить людей и распределить между ними задачи так, чтобы те были успешно реализованы. К этой работе мы подключили педагога-психолога.
Для начала мы провели диагностику педагогов, чтобы определить уровень сформированности группы и проследить динамику отношений в коллективе.
Результаты были следующими:
- Ответы 35 % педарботников сигнализировали о благоприятном социально-психологическом климате. Их интересовали успехи и неудачи товарищей, а также такие работники доброжелательны к членам коллектива. Всё это значит, что данной части персонала нравится вместе проводить время.
- 25 % персонала оказалось не совсем довольным психологическим климатом. Такие сотрудники проявляют безразличие к членам группы, иногда конфликтны.
- 10 % заявили о неблагоприятном социально-психологическом климате. У этих людей было подавленное настроение, отрицательное отношение к совместной работе, имелась нетерпимость к другим членам коллектива. Такие работники чаще всего конфликтны.
Результаты психологической диагностики
Выяснилось, что часть коллектива инертна, иногда возникают ссоры. Педагоги редко обращаются друг к другу за помощью, новички чувствуют себя чужими, работники не объединены какими-либо идеями.
Для нас этот результат стал пусковым механизмом — мы начали изучать причины такого поведения и способы его коррекции.
Практика объединения персонала
Обычные собрания и совещания, направленные на налаживание контактов, результатов не дали. Поэтому мы начали проводить не просто скучные информационные собрания, а круглые столы, творческие дебаты и т. д. На этих мероприятиях мы каждый раз рассказывали педагогам о наших достижениях и проблемах. Кроме того, в рамках этих собраний мы обязательно интересовались мнением коллектива, чтобы поддерживать позитивную обратную связь.
Например, очень эффективно в плане объединения проходят праздники 8 Марта, День матери, Новый год. Мы готовимся заранее, всё продумываем совместно с психологом. Данный вид мероприятий позволяет лучше узнать персонал, расслабить людей, отвлечь от проблем, научить работников доверять друг другу.
Еще для объединения персонала мы разработали специальные психологические упражнения. Они смогли сплотить коллектив, раскрыть потенциал педагогических кадров.
ИЗ КОПИЛКИ ПСИХОЛОГА
Упражнение «Сердце коллектива»
У каждого из нас есть сердце. В рамках упражнения предложите создать «сердце коллектива».
Вопросы к участникам: «Чтобы сердце коллектива работало, что для этого нужно?», «Что бы вы сделали для коллектива, чтобы он стал более сплоченным?» «Что бы вы пожелали каждому из коллег?»
Рефлексия: педагоги высказываются, рисуют общее сердце с личными мотиваторами.
Благодаря созданной доверительной обстановке начали выделяться лидеры, способные сплотить возле себя коллег. Они несут ответственность не только за свои действия, но и за всех, кто сплочен вокруг них. Поэтому администрация выделила данных людей, и сегодня им доверяет важные задания и опирается на них.
Рекомендации для руководителей учреждений дошкольного образования
Работая над вопросами формирования психологического климата, мы поняли, что большое значение имеет увлеченность работника, его осведомленность и участие в жизни коллектива. Поэтому:
- делитесь с коллективом своими победами и неудачами;
- обращайте внимание на мнение сотрудников;
- демонстрируйте внимание к работникам (будьте в курсе их трудностей и участвуйте в решении проблем персонала);
- создайте и поддерживайте ощущение командного духа;
- участвуйте сами во всех делах и привлекайте педагогов-психологов.
Заключение
Проводимая работа в учреждении помогла нам изменить психологический климат и улучшить его, создать позитивный настрой для всего коллектива. А это значит, что мы сможем удачно завершить учебный год.
Наш коллектив сейчас — это живой организм, способный болеть, переживать, радоваться. Каждый из нас — часть этого организма, поэтому только от всех нас зависит общее благополучие и наши результаты. И каждый должен помнить, что сделал для своего коллектива и для себя, чтобы всем здесь было хорошо и комфортно!