Регулирование развития речи воспитанников через наглядное моделирование

Регулирование развития речи воспитанников через наглядное моделирование

Проблема развития у детей связной речи хорошо известна педагогам. Одна из главных задач в этом направлении — совершенствование монологической речи. Она решается через такой вид речевой деятельности, как пересказ.
Связная речь у детей с речевыми нарушениями самостоятельно не формируется. Поэтому необходима четко спланированная работа, предполагающая проведение специальных коррекционных мероприятий.

Бородавко Алла

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 447 г. Минска»

2001 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи воспитанников. Одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свой­ств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование метода наглядного моделирования вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ребенок с речевыми нарушениями не способен установить причинно-­следственные связи между двумя и более событиями, он воспринимает реальность слишком узко. Можно отметить, что у таких детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Поскольку мыслительные задачи у детей дошкольного возраста решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал воспитанники усваивают лучше вербального. Применение наглядных моделей в коррекционно-­развивающем обучении способствует обогащению активного словаря, закреплению навыков словообразования, коррекции звукопроизношения, формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные синтаксические конструкции, а также развитию связной речи.

Самым простым видом связного высказывания считается пересказ. Он предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем составить рассказ. В качестве плана рассказа выступают наглядные модели: три вида схем с моделями к одному тексту — от простого к сложному.

Для этого подбираются тексты для пересказа в соответствии с тематическим планом учреждения дошкольного образования. К каждому тексту разрабатываются символы, которые выступают в качестве условных заместителей:

  • в первом (простом) варианте — 10 цветных «опорных картинок»;
  • во-втором (усложненном) варианте — 6 упрощенных черно-­белых «опорных картинок»;
  • в третьем (сложном) варианте — 4 опоры в виде графических схем и геометрических фигур.

В зависимости от подготовленности, возраста воспитанников, а также текста детям можно сразу предложить опорную схему из 6 или 4 «опорных картинок» (усложненный и сложный вариант).

Наглядное моделирование облегчает детям с речевыми нарушениями овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Кроме того, дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Подгрупповое занятие по образовательной области «Развитие связной речи» для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на тему «Дикие животные»

 


2001 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Генпрокуратура назвала основные причины гибели детей от внешних причин

Основные причины гибели детей от внешних причин назвала журналистам начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генпрокура...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 53
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок