Регулирование развития речи воспитанников через наглядное моделирование

Регулирование развития речи воспитанников через наглядное моделирование

Проблема развития у детей связной речи хорошо известна педагогам. Одна из главных задач в этом направлении — совершенствование монологической речи. Она решается через такой вид речевой деятельности, как пересказ.
Связная речь у детей с речевыми нарушениями самостоятельно не формируется. Поэтому необходима четко спланированная работа, предполагающая проведение специальных коррекционных мероприятий.

Бородавко Алла

Учитель-дефектолог государственного учреждения образования «Ясли-сад № 447 г. Минска»

1924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи воспитанников. Одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свой­ств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование метода наглядного моделирования вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ребенок с речевыми нарушениями не способен установить причинно-­следственные связи между двумя и более событиями, он воспринимает реальность слишком узко. Можно отметить, что у таких детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Поскольку мыслительные задачи у детей дошкольного возраста решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал воспитанники усваивают лучше вербального. Применение наглядных моделей в коррекционно-­развивающем обучении способствует обогащению активного словаря, закреплению навыков словообразования, коррекции звукопроизношения, формированию и совершенствованию умения использовать в речи различные синтаксические конструкции, а также развитию связной речи.

Самым простым видом связного высказывания считается пересказ. Он предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем составить рассказ. В качестве плана рассказа выступают наглядные модели: три вида схем с моделями к одному тексту — от простого к сложному.

Для этого подбираются тексты для пересказа в соответствии с тематическим планом учреждения дошкольного образования. К каждому тексту разрабатываются символы, которые выступают в качестве условных заместителей:

  • в первом (простом) варианте — 10 цветных «опорных картинок»;
  • во-втором (усложненном) варианте — 6 упрощенных черно-­белых «опорных картинок»;
  • в третьем (сложном) варианте — 4 опоры в виде графических схем и геометрических фигур.

В зависимости от подготовленности, возраста воспитанников, а также текста детям можно сразу предложить опорную схему из 6 или 4 «опорных картинок» (усложненный и сложный вариант).

Наглядное моделирование облегчает детям с речевыми нарушениями овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Кроме того, дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Подгрупповое занятие по образовательной области «Развитие связной речи» для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на тему «Дикие животные»

 


1924 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Изменения законодательства о труде: приводим в соответствие локальные акты

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон), который вносит изменения в ТК, вступает в силу с 1...
№ 12 (144) 2023 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 757
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок