Государственный санитарный надзор за УДО: нормативное регулирование и ответственность
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Государственный санитарный надзор за УДО: нормативное регулирование и ответственность

Привлекаются ли к административной ответственности должностные лица учреждений при проведении мониторинга?
Нет, контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица не используют при проведении мониторинга полномочия, предоставленные им для проведения проверок.
Где можно ознакомиться с планом выборочных проверок на второе полугодие 2022 г.?
На сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

782 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Пунктом 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)) осуществление государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза возложено на органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор (далее — органы госсаннадзора).

Какие акты законодательства, ТНПА* в области обеспечения санитарно-­эпидемиологического благополучия населения должны соблюдать УДО?

* ТНПА — технические нормативные правовые акты.

1. Общие санэпидтребования

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) утверждены в т. ч. общие санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — Общие санэпидтребования).

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать Общие санэпидтребования (ч. 1 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

2. Техрегламенты Республики Беларусь, Таможенного союза и ЕАЭС

Санитарно-­эпидемиологические требования, предусмотренные техническими регламентами Республики Беларусь, обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования (примечание 2 к подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

Технические регламенты разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках Евразийского экономического союза, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ч. 1 подп. 3.7 п. 3 Декрета № 7).

Справочно: технические регламенты Республики Беларусь можно не применять со дня вступления в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), устанавливающих требования к конкретной продукции, независимо от факта и даты признания их утратившими силу.
Перечень технических регламентов Республики Беларусь, перечень техрегламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

3. Специфические санитарно-­эпидемиологические требования и гигиенические нормативы

В соответствии с п. 2 Общих санэпидтребований Совет Министров Республики Беларусь определяет обязательные для соблюдения специфические санитарно-­эпидемиологические требования, в т. ч. предъявляемые к учреждениям дошкольного образования. К основным следует отнести:

4. Иные ТНПА, содержащие санитарно-­эпидемиологические требования

Иные санитарно-­эпидемиологические требования, содержащиеся в ТНПА, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования (ч. 2 подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7).

Тем не менее, данные требования могут не применяться субъектами хозяйствования при одновременном соблюдении двух условий:

  • обеспечение в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом № 7 и иными решениями Президента Республики Беларусь;
  • обеспечение нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК.

Справочно: перечень действующих ТНПА органов госсаннадзора, а также полные тексты ТНПА размещены на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь в разделе «Нормативная правовая база».

Какие формы контрольной (надзорной) деятельности чаще всего используются органами госсаннадзора в рамках надзора за подготовкой УДО к началу учебного года?

Осуществление контрольных (надзорных) мероприятий регулируется Указом № 510.

В частности, Указ № 510 установил следующие формы, в которых может осуществляться государственный контроль (надзор) (п. 1):

  • выборочные проверки;
  • внеплановые проверки;
  • мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
  • меры профилактического и предупредительного характера.

Проведение выборочных проверок

Выборочная проверка может быть назначена с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов и на основании результатов имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля (надзора) (п. 9 Указа № 510).

Справочно: методика формирования системы оценки степени риска утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43.

Порядок формирования и исполнения планов выборочных проверок устанавливается Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Справочно: указанные вопросы регулируются на основании приказа Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.04.2018 № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок».

Координация выборочных проверок государственных органов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а координация проверок, включенных в сводные планы проверок, — представившими их государственными органами.

Заведующему на заметку
В случае установления инфекционного заболевания, связанного с деятельностью проверяемого субъекта, органы госсаннадзора могут назначить внеплановую проверку без учета установленного п. 7 Указа № 510 запрета на проведение проверок в течение двух лет со дня государственной регистрации юридического лица.

План выборочных проверок размещается на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его органов соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510).

Заведующему на заметку
При проведении проверок органами госсаннадзора обеспечивается использование контрольного списка вопросов (чек-листа) (утв. постановлением заместителя Министра — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 17.02.2020 № 6).

Проведение внеплановых проверок

Внеплановые проверки в соответствии с ч. 1 п. 8 Указа № 510 назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т. ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований Указа № 510.

Проведение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера

Проведение мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее — МТХ) органами госсаннадзора определено п. 3 перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2012 № 1105).

Органы госсаннадзора проводят следующие МТХ:

  • расследование возникновения профессионального заболевания (подозрения на заболевание);
  • отбор проб и образцов продукции на всех этапах ее обращения для проведения исследований в лабораториях системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, аккредитованных в порядке, установленном законодательством;
  • изучение эффективности проводимых санитарно-­противоэпидемических мероприятий;
  • изучение и оценка факторов среды обитания человека.

Справочно: осуществление МТХ органами госсаннадзора регламентировано Инструкцией о порядке осуществления мероприятий технического (технологического, поверочного) характера органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, системы Министерства здравоохранения (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.09.2019 № 97), ею же установлен порядок применения мер административно-­правового принуждения в ходе проведения МТХ, а также детализировано применение данных мер и их документальное оформление.

Осуществление мер профилактического и предупредительного характера

Мониторинг является мерой профилактического и предупредительного характера, которая наряду с выборочными и внеплановыми проверками, МТХ отнесена к формам осуществления государственного контроля (надзора) (ч. 2 п. 1 Указа № 510).

Как форма контроля (надзора) мониторинг предполагает наблюдение, анализ, оценку, установление причинно-­следственных связей. Указанные действия имеют целью оперативную оценку фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. При этом важной особенностью мониторинга, отличающей его от проверок, является то, что контролирующие (надзорные) органы и их должностные лица не используют при его проведении полномочия, предоставленные им для проведения проверок.

Правовое регулирование вопросов его проведения, документального оформления и принятия мер осуществляется на основании Положения о порядке проведения мониторинга (утв. Указом № 510).

Следует отметить, что государственный санитарный надзор по указанному направлению осуществляется также с использованием иных форм профилактического характера.

Какие нарушения чаще всего выявляются в УДО в рамках осуществления государственного санитарного надзора?

Практика свидетельствует о том, что учреждения дошкольного образования допускают самые разнообразные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-­эпидемиологического благополучия населения.

Подавляющее их большинство связано с несоблюдением требований к санитарно-­техническому благоустройству зданий и помещений, созданию условий для организации образовательного процесса, нарушением порядка организации питания, содержания и благоустройства территории, обеспечения санитарно-­технического состояния и материального оснащения учреждений дошкольного образования.

Примеры нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-­эпидемиоло­гического благополучия населения, выявля­емых органами госсаннад­зора в учреждениях дошкольного образования

Какая ответственность предусмотрена за нарушение санитарно-­эпидемиологических требований?

Административная ответственность за нарушение санитарно-­эпидемиологических требований, требований ограничительных мероприятий, представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции предусмотрена ст. 17.5. КоАП, в соответствии с которой нарушение санитарно-­эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, или общих санитарно-­эпидемиологических требований, установленных Президентом Республики Беларусь, специфических санитарно-­эпидемиологических требований, установленных Советом Министров Республики Беларусь, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов или требований ограничительных мероприятий, введенных в соответствии с законодательством в области санитарно-­эпидемиологического благополучия населения, либо представление недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

По результатам выявления вышеуказанных нарушений уполномоченными должностными лицами органов госсаннадзора обеспечивается направление соответствующих рекомендаций (предписаний) об устранении нарушений, информирование управлений по образованию областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, а также местных исполнительных и распорядительных органов, привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Резюме

Подавляющее большинство нарушений, выявляемых органами госсаннадзора по результатам проведенных надзорных мероприятий в отношении учреждений дошкольного образования, связано с недостаточным внутриведомственным контролем за обеспечением выполнения (полного или частичного) санитарно-­эпидемиологических требований, в т. ч. выраженных в требованиях (предписаниях) органов госсаннадзора, рекомендациях об устранении нарушений, выданных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в соответствии с Указом № 510 и принятыми в целях его реализации актами законодательства.

Для качественной подготовки учреждений дошкольного образования к новому учебному году необходимо:

  • обеспечить исполнение предписаний и рекомендаций санитарно-­эпидемиоло­гической службы, а также мероприятий, включенных в территориальные программы по укреплению материально-­технической базы учреждений дошкольного образования, в т. ч. объектов питания, в полном объеме и в установленные сроки;
  • организовать действенный контроль и обеспечить безусловное выполнение санитарно-­противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в т. ч. инфекции COVID‑19, в соответствии с законодательством.
782 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Кто имеет первоочередное право на отпуск в летнее время, разъяснили в Минтруда

Кто имеет преимущество при планировании отпусков в летний период или в другое удобное время, разъяснили БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 62

Безопасное пребывание в детском саду: рекомендации и мероприятия

Статья обращает внимание заведующих УДО на случаи, несущие угрозу безопасности как воспитанников, так и работников учреждения, содержит рекомендации, как сохранить безопа...
№ 8 (152) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 463
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок