Инклюзивное образование: опыт использования авторских дидактических игр

Инклюзивное образование: опыт использования авторских дидактических игр

Социально ориентированная государственная политика в сфере образования основывается на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. Наряду с данным принципом в Кодексе об образовании закреплен принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (подп. 1.4 п. 1 ст. 2).

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Игра как средство социализации

Время требует от нас, педагогов, поиска новых идей, внедрения в педагогическую практику групп интегрированного обучения и воспитания инновационных подходов и технологий. Работая с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС), мы применили авторские дидактические игры как эффективное средство их социализации.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Дидактические игры способствуют: расширению кругозора, стимуляции познавательной активности; формированию различных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитию навыков коммуникации; совершенствованию социально-­бытовых и культурно-­гигиенических навыков.

Практика внедрения дидактических игр

В государственном учреждении образования «Детский сад № 302 г. Минска» с 2016 г. функционирует группа интегрированного обучения и воспитания. Как показывает статистика, востребованность группы с каждым годом увеличивается. Если в 2016/2017 учебном году в группе обучался один воспитанник с РАС, то в 2022/2023 учебном году таких детей уже пять.

Работая над данной темой и опираясь на диагностические данные, мы увидели дефициты в развитии детей с РАС. Эти дефициты можно восполнить через использование авторских дидактических игр, которые учитывают специфику проявлений аутистического спектра.

Это важно
Сегодня на рынке масса игр для нейротипичных детей, но к сожалению, данные пособия не всегда соответствуют требованиям коррекционной педагогики.

Мы используем дидактическую игру в коррекционной работе с детьми с РАС и для стимуляции их психического развития, и для преодоления аффективных проблем, и для улучшения социальной адаптации. При этом понятно, что в зависимости от проблем ребенка, уровня его развития в ходе игр помимо общих целей мы ставим перед собой конкретные задачи. Весь процесс игровых занятий, несмотря на его универсальную логику, оказывается максимально индивидуализированным, учитывающим привычки, пристрастия, возможности и проблемы каждого ребенка и, соответственно, его семьи. Поэтому основная задача, которая ложится на нас, педагогов и родителей, сделать так, чтобы и в детском саду, и дома ребенок продолжал играть. Специально разработанные для детей с РАС авторские дидактические игры помогли в решении поставленных целей и задач.

Технологический процесс создания игры

В применении авторских дидактических игр с детьми с РАС, по нашему мнению, необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1‑й этап: разработка и создание дидактической игры для детей с РАС.

2‑й этап: обучение ребенка игровым действиям (по принципу от простого к сложному).

3‑й этап: генерализация полученных игровых умений и навыков детьми в своей жизнедеятельности.

На первом этапе мы исходили из реальных трудностей, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста с РАС: познавательное развитие, социальное развитие, социально-­бытовое развитие, культурно-­гигиенические навыки (навыки взаимодействия с другими людьми, детьми, навыки самообслуживания и социально-­бытового ориентирования, представления о себе, о правилах поведения в общественных местах, в группе сверстников). Первые игры: «Я кушаю», «Я одеваюсь» (рис. 1), «На детской площадке», «Можно-нельзя», «Хочу дружить», «Математические матрешки», «Коробочка-дом», «Поеду на транспорте», «Курочка», «На приеме у доктора», «У врача», «В парикмахерской», «В магазине», — продиктовала сама жизнь.

С учетом необходимых к усвоению навыков нами были изготовлены авторские дидактические игры из пластика, на магнитной подложке (поле) с цветными карточками-­магнитами, из дерева (по типу рамок-­вкладышей, но со значительным раздроблением и упрощением дидактической задачи). Технологический процесс создания игр был обсужден с дизайнером и основывался на его эскизах.

Итогом данной работы стало 40 авторских дидактических игр для детей с РАС, методические рекомендации по их использованию, ориентированные на реальные потребности конечных потребителей услуг учреждений образования — воспитанников и их законных представителей. Работа по созданию игр продолжается.

Рис. 1. Игра «Я одеваюсь»

Это важно
Размеры, цвет и форма игры (игрового поля) и ее элементов определены с учетом современных требований к дидактической игрушке, требований санитарных норм и правил.

На втором этапе обучение детей началось со знакомства с игрой. Здесь мы рекомендуем использовать метод безошибочного обучения, когда детям позволяется поиграть (поманипулировать) с карточками самостоятельно. Затем начинается формирование навыка — обучение игровым действиям.

Мы просим ребенка выполнить игровые действия с карточками:

  • разложить их по принципу желательного и нежелательного поведения;
  • выложить в последовательности выполнения навыка (прием пищи, мытье рук, одевание, правила поведения, посещение общественных мест, правила общения с детьми и т. д.). В зависимости от уровня развития ребенка и тяжести заболевания подбирается индивидуальный набор карточек: он может состоять из 20 карточек и более, а может быть максимально сжатым и даже вместиться в одну карточку — «обед» или «кушать»;
  • совершить определенное действие: собрать пазл (рис. 2), попасть в цветное окошечко, выложить последовательность и т. д.

Рис. 2. Пазл «Мои занятия "Аппликация"»

На третьем этапе мы учим переносить (генерализировать) полученные знания, умения и навыки в практическую деятельность. Это самое сложное для детей данной категории, до уровня генерализации им дойти нелегко. Однако если использовать данные игры в повседневной практике, можно с уверенностью заявить, что это реально.

Практические достижения

Использование авторских дидактических игр в работе с детьми, имеющими РАС, показало их эффективность:

  • дети с интересом возвращаются к игровым действиям вновь и вновь;
  • наблюдается лучшее усвоение культурно-­гигиенических навыков;
  • снижается количество случаев нежелательного поведения при переходе от одного режимного момента к другому;
  • легче и быстрее усваиваются сенсорные эталоны;
  • увеличивается количество слов в активном словаре;
  • расширяется представление о социальных контактах, дети стали интересоваться сверстниками;
  • повышается уровень сформированности бытовых и культурно-­гигиенических навыков.

Считаем, что для каждого учреждения образования, где обучаются дети с РАС, использование данных игр в педагогической практике — это возможность применять уже готовые образовательные средства и алгоритм обучения игре и получать максимальный необходимый результат: повышение качества коррекционно-­образовательного процесса и качества жизни детей с РАС.

Заключение

Авторские дидактическое игры могут быть полезны учителям-­дефектологам, воспитателям дошкольного образования, осуществляющим персональное сопровождение детей с РАС, педагогам-­психологам, учителям начальных классов, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, законным представителям воспитанников.

Наш вывод: авторские игры — эффективное дидактическое средство развития, обучения и воспитания детей с РАС.

542 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок