Использование имущества организации в личных и иных внеслужебных интересах
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Использование имущества организации в личных и иных внеслужебных интересах

В развитие положений Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) 5 июня 2023 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 373 «Об использовании имущества в личных и иных внеслужебных интересах» (далее — постановление № 373), вступившее в силу с 8 июня 2023 г.

Документ определяет случаи и условия использования имущества государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-­территориальных единиц (далее — организация), в личных и иных внеслужебных интересах.

Полящук Наталья

заведующий сектором Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, магистр юридических наук

909 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По общему правилу, установленному абз. 11 ч. 1 ст. 17 Закона № 305-З, государственное должностное лицо не вправе использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-­технического и информационного обеспечения, другое имущество (далее — имущество), предоставленные ему для исполнения служебных (трудовых) обязанностей. Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 37 Закона № 305-З данное действие рассматривается как коррупционное правонарушение.

Изменения, внесенные в Закон № 305-З и вступившие в силу с 1 марта 2023 г., предусматривают исключения из этого общего правила. Постановление № 373 как раз и определяет особенности использования имущества организации в личных и иных внеслужебных интересах.

При реализации постановления № 373 следует обратить внимание на ряд ключевых моментов.

1. Постановление № 373, а соответственно, и исключения из общего правила, предусмотренного Законом № 305-З, распространяются не на всех работников, подпадающих под категорию государственного должностного лица, и тем более не на всех работников бюджетных организаций.

Справочно: государственные должностные лица — лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-­распорядительных или административно-­хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-­территориальных единиц.

Это важно
Государственные должностные лица государственных органов, администраций свободных (особой) экономических зон и бюджетных организаций, не осуществляющих приносящую доходы деятельность, если иное не предусмотрено законодательными актами, по-прежнему не вправе использовать в личных и иных внеслужебных интересах имущество, предоставленное им для исполнения служебных (трудовых) обязанностей (п. 2 постановления № 373).

За нарушение указанного ограничения данные категории государственных должностных лиц могут быть привлечены к ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, уголовной) в соответствии с законодательными актами.

Вместе с тем, если речь идет о бюджетной организации, осуществляющей приносящую доходы деятельность (внебюджетную деятельность), необходимо руководствоваться постановлением № 373.

Справочно: согласно подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная организация — организация, созданная (образованная) Президентом, государственными органами, в т. ч. местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-­культурных, научно-­технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

Бюджетная организация вправе заниматься внебюджетной деятельностью (п. 2 ст. 79 Бюджетного кодекса). В результате осуществления такой деятельности бюджетная организация получает внебюджетные средства (например, при осуществлении платных образовательных, физкультурно-­оздоровительных услуг, сдаче в аренду имущества, находящегося в республиканской и (или) коммунальной собственности и переданного в оперативное управление бюджетной организации, и т. п.), которые расходует согласно смете доходов и расходов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «О внебюджетных средствах бюджетных организаций», постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 «Об утверждении Инструкции о составлении и представлении бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций», от 30.01.2009 № 8 «О бюджетных сметах, сметах доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций» и др.).

Это важно
Анализ законодательства позволяет прийти к выводу о том, что государственные должностные лица бюджетных организаций в сфере образования подпадают под действие постановления № 373 и должны им руководствоваться.

2. Государственные должностные лица, на которых распространяется действие постановления № 373, вправе использовать имущество, предоставленное им для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, только в случае последующего возмещения расходов, фактически понесенных организацией в связи с использованием этими лицами имущества в личных и иных внеслужебных интересах (подп. 1.1 п. 1 постановления № 373).

3. Использовать в личных и иных внеслужебных интересах имущество организации, предоставленное для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, государственное должностное лицо вправе только при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • имущество используется по прямому назначению;
  • использование имущества не связано с осуществлением деятельности, запрещенной законодательством, и не направлено на извлечение государственным должностным лицом прибыли, получение им льгот или иных преимуществ;
  • использование имущества не препятствует нормальной деятельности организации и выполнению государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей;
  • у государственного должностного лица отсутствует возможность получить имущество в пользование по договору оказания услуг, аренды (проката).

4. Порядок возмещения государственным должностным лицом расходов, фактически понесенных организацией в связи с использованием этим лицом имущества в личных и иных внеслужебных интересах, в настоящее время на нормативном уровне не закреплен, он устанавливается локальным правовым актом организации. Это может быть, например, приказ руководителя организации, изданный с учетом Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4)) и соответствующий постановлению № 373Закону № 305-З.

5. Имущество предоставляется государственному должностному лицу на основании соответствующего письменного решения руководителя организации (нанимателя), принятого по результатам рассмотрения мотивированного ходатайства этого лица, поданного в письменной форме руководителю организации (нанимателю).

Из подп. 1.2 п. 1 постановления № 373 следует, что изначально инициатива использования имущества организации в личных или иных внеслужебных интересах должна исходить от государственного должностного лица. В частности, ему нужно подать на имя руководителя организации (нанимателя) письменное ходатайство, в котором должно содержаться обоснование (аргументация) необходимости использования имущества организации. Типовая или примерная форма такого ходатайства в законодательстве также не установлена. По итогам рассмотрения ходатайства руководитель организации (наниматель) принимает соответствующее решение, оформленное в письменной форме. Это может быть приказ, распоряжение или иной распорядительный документ, предусмотренный п. 92 Инструкции № 4.

Это важно
Имущество организации может использоваться только на основании письменного документального оформления, а также при условии последующего возмещения государственным должностным лицом расходов, фактически понесенных организацией в связи с использованием этим лицом имущества в личных и иных внеслужебных интересах.

Несоблюдение указанных требований свидетельствует о нарушении антикоррупционного законодательства и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно подп. 1.5 п. 1 постановления № 373 государственное должностное лицо, которому имущество предоставлено для использования в личных и иных внеслужебных интересах, несет ответственность в соответствии с законодательством за утрату, порчу или уничтожение этого имущества. Ответственность может наступать на основании ст. 402–404 ТКч. 1 ст. 933 ГКст. 11.3 КоАПст. 218 УК.

909 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

О профилактике гибели детей и детского травматизма: органы прокуратуры Витебской области потребовали устранить нарушения законодательства

Органы прокуратуры Витебской области изучили исполнение законодательства об обеспечении безопасности детей, в том числе в детских оздоровительных организациях, предупрежд...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 73
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок