Как удержать молодых специалистов, или Честные причины, почему они уходят

Как удержать молодых специалистов, или Честные причины, почему они уходят

Ни для кого не секрет, что проблема закрепления молодого специалиста в педагогике существует. Ежегодно в отрасль прибывает 6,5 тыс. молодых специалистов, из них около 1,3 тыс. покидают педагогику после отработки. Как удержать молодого специалиста в УДО? Вопрос, над которым задумывался каждый руководитель. А решение может быть очень простым. Давайте узнаем о нем из материала.

Плеханова Елена

выпускающий редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея»

603 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Беларуси сейчас наблюдается острая нехватка воспитателей дошкольного образования. В общереспубликанском банке вакансий можно найти более 700 актуальных предложений. Естественно, возникает вопрос: что же делать, чтобы предотвратить отток кадров? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в причинах оттока молодых специалистов из сферы дошкольного образования.

1. Низкая заработная плата

Давайте разберемся, на какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист в учреждении образования.


Пример

Расчет будет производиться для 7‑го тарифного разряда (воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории).
Коэффициент тарифной сетки, соответствующий установленному тарифному разряду, — 1,47, базовая ставка на 11 сентября 2023 г. — 235 руб.
Оклад составит:
235 × 1,47 = 345,45 руб.
Надбавка за специфику работы в сфере образования — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка молодому специалисту — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка профессиональная воспитателям дошкольного образования — 20 % от оклада, т. е. 69,10 руб.
Итого: 621,81 руб. — заработная плата молодого специалиста в УДО*.

* Расчет произведен в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».


Повышения заработной платы можно достичь за счет установления молодому специалисту надбавки за характер труда (до 60 % от базовой ставки) при выполнении одного из следующих показателей:

  • работа по обеспечению защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с родителями;
  • сопровождение обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования при организации их подвоза;
  • участие в деятельности учебно-­методи­ческих объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-­методического обеспечения образования;
  • работа с одаренными и талантливыми обу­чающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий);
  • организация участия обучающихся в региональных, республиканских, общественно значимых мероприятиях и сопровождение их в период проведения таких мероприятий;
  • участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со ст. 97 Кодекса об образовании, в т. ч. руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов.

Таким образом, существуют варианты увеличения заработной платы молодого специалиста. Руководителю следует ознакомить с ними работника, а воспользоваться ими или нет, зависит от самого педагога и его желания проявить активность и заработать.

2. Отсутствие поддержки молодого специалиста со стороны администрации

Часто администрация предъявляет требования к молодому специалисту как к опытному воспитателю, не прощает ошибок, критикует чаще, чем хвалит, и тем самым формирует у начинающего педагога страх что-то сделать не так, не успеть к сроку. Как результат, у молодого специалиста пропадает желание идти на работу.

Руководителю необходимо оказывать молодому специалисту методическую помощь, замечать и отмечать победы, не акцентировать внимание на ошибках.

3. Отсутствие системы адаптации в коллективе

Люди, с которыми мы проводим треть своей жизни, очень важны для нашего мироощущения и душевного состояния на работе. Молодому специалисту необходимо помочь вой­ти в новый коллектив, чтобы он не стал изгоем, помочь проявить свои коммуникационные способности. В УДО распространенной практикой является система наставничества, когда за молодым воспитателем закрепляют более опытного с целью поддержки и передачи опыта.

Чтобы наставничество не стало формальностью и нелюбимой дополнительной нагрузкой воспитателя, администрации учреждения следует продумать формы и объем материального стимулирования воспитателя-­наставника.

Молодому специалисту в свою очередь следует присоединиться к традициям коллектива, не пропускать общие мероприятия, не стесняться обращаться за помощью к более опытным коллегам и руководству.


От редакции

Дополнительно об опыте работы с молодыми специалистами в ГУО «Детский сад № 239 г. Минска» вы можете прочитать в статье Т. Кузьмич «Молодые специалисты: как организовать первый рабочий день в учреждении».


4. Неуверенность в правильности выбора профессии

Четвертая причина, увы, находится внутри самого специалиста, но сдаваться рано! Придать уверенности молодому специалисту поможет:

5 полезных книг в помощь молодому воспитателю

1. «Как любить ребенка» — Януш Корчак.
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Элейн Мазлиш и Адель Фабер.
3. «Как перестать срываться на детей» — Карла Наумбург.
4. «Кролик, который хочет уснуть» — Карл-Йохан Форссен Эрлин.
5. «Хорошие манеры. Один день в картинках и в 20 уроках» — Наталья Крылова.

Руководителю также следует рассказать молодому специалисту о привилегиях статуса «молодой специалист», чтобы акцентировать внимание на преференциях, предоставляемых государством (многие ответы на юридические вопросы по данной теме вы можете прочитать, если обратитесь к нашей тематической подборке «Молодые специалисты» (clck.ru/364H3T)).

Заключение

Удержать молодого специалиста возможно. Просто нужно приложить чуть больше усилий и помнить, что молодой специалист нуждается в помощи (порой юридической или психологической) и поддержке адми­нистрации и коллег.

Это важно
Позаботьтесь о молодых специалистах, и они с удовольствием будут сеять ра­зумное, доброе, вечное, принося славу вашему учреждению.

Сделайте жизнь молодого специалиста в вашем учреждении легче, и он оценит вашу заботу!


От редакции

Мы в свою очередь позаботились о вас и создали вам в помощь для работы с молодыми специалистами онлайн-семинар «Работаем с молодыми специалистами: как не допустить ошибок».

603 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Как изменилась надбавка за контракт работникам сферы образования в 2023 году

Надбавка за контракт работников сферы образования, независимо от их должности, профессии, в Заводском, Московском, Октябрьском, Ленинском и Советском районах Минска в 202...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 115

Организация питания в вопросах и ответах

Статья подготовлена по материалам онлайн-семинара «Азбука питания в учреждениях образования, инструкции для руководителей», который редакция журнала провела в январе 2024...
№ 2 (146) 2024 Сороговец Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 726
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок