В Беларуси сейчас наблюдается острая нехватка воспитателей дошкольного образования. В общереспубликанском банке вакансий можно найти более 700 актуальных предложений. Естественно, возникает вопрос: что же делать, чтобы предотвратить отток кадров? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в причинах оттока молодых специалистов из сферы дошкольного образования.
1. Низкая заработная плата
Давайте разберемся, на какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист в учреждении образования.
Пример
Расчет будет производиться для 7‑го тарифного разряда (воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории).
Коэффициент тарифной сетки, соответствующий установленному тарифному разряду, — 1,47, базовая ставка на 11 сентября 2023 г. — 235 руб.
Оклад составит:
235 × 1,47 = 345,45 руб.
Надбавка за специфику работы в сфере образования — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка молодому специалисту — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка профессиональная воспитателям дошкольного образования — 20 % от оклада, т. е. 69,10 руб.
Итого: 621,81 руб. — заработная плата молодого специалиста в УДО*.
* Расчет произведен в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».
Повышения заработной платы можно достичь за счет установления молодому специалисту надбавки за характер труда (до 60 % от базовой ставки) при выполнении одного из следующих показателей:
- работа по обеспечению защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с родителями;
- сопровождение обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования при организации их подвоза;
- участие в деятельности учебно-методических объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
- работа с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий);
- организация участия обучающихся в региональных, республиканских, общественно значимых мероприятиях и сопровождение их в период проведения таких мероприятий;
- участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со ст. 97 Кодекса об образовании, в т. ч. руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов.
Таким образом, существуют варианты увеличения заработной платы молодого специалиста. Руководителю следует ознакомить с ними работника, а воспользоваться ими или нет, зависит от самого педагога и его желания проявить активность и заработать.
2. Отсутствие поддержки молодого специалиста со стороны администрации
Часто администрация предъявляет требования к молодому специалисту как к опытному воспитателю, не прощает ошибок, критикует чаще, чем хвалит, и тем самым формирует у начинающего педагога страх что-то сделать не так, не успеть к сроку. Как результат, у молодого специалиста пропадает желание идти на работу.
Руководителю необходимо оказывать молодому специалисту методическую помощь, замечать и отмечать победы, не акцентировать внимание на ошибках.
3. Отсутствие системы адаптации в коллективе
Люди, с которыми мы проводим треть своей жизни, очень важны для нашего мироощущения и душевного состояния на работе. Молодому специалисту необходимо помочь войти в новый коллектив, чтобы он не стал изгоем, помочь проявить свои коммуникационные способности. В УДО распространенной практикой является система наставничества, когда за молодым воспитателем закрепляют более опытного с целью поддержки и передачи опыта.
Чтобы наставничество не стало формальностью и нелюбимой дополнительной нагрузкой воспитателя, администрации учреждения следует продумать формы и объем материального стимулирования воспитателя-наставника.
Молодому специалисту в свою очередь следует присоединиться к традициям коллектива, не пропускать общие мероприятия, не стесняться обращаться за помощью к более опытным коллегам и руководству.
От редакции
Дополнительно об опыте работы с молодыми специалистами в ГУО «Детский сад № 239 г. Минска» вы можете прочитать в статье Т. Кузьмич «Молодые специалисты: как организовать первый рабочий день в учреждении».
4. Неуверенность в правильности выбора профессии
Четвертая причина, увы, находится внутри самого специалиста, но сдаваться рано! Придать уверенности молодому специалисту поможет:
5 полезных книг в помощь молодому воспитателю
1. «Как любить ребенка» — Януш Корчак.
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Элейн Мазлиш и Адель Фабер.
3. «Как перестать срываться на детей» — Карла Наумбург.
4. «Кролик, который хочет уснуть» — Карл-Йохан Форссен Эрлин.
5. «Хорошие манеры. Один день в картинках и в 20 уроках» — Наталья Крылова.
Руководителю также следует рассказать молодому специалисту о привилегиях статуса «молодой специалист», чтобы акцентировать внимание на преференциях, предоставляемых государством (многие ответы на юридические вопросы по данной теме вы можете прочитать, если обратитесь к нашей тематической подборке «Молодые специалисты» (clck.ru/364H3T)).
Заключение
Удержать молодого специалиста возможно. Просто нужно приложить чуть больше усилий и помнить, что молодой специалист нуждается в помощи (порой юридической или психологической) и поддержке администрации и коллег.
Это важно
Позаботьтесь о молодых специалистах, и они с удовольствием будут сеять разумное, доброе, вечное, принося славу вашему учреждению.
Сделайте жизнь молодого специалиста в вашем учреждении легче, и он оценит вашу заботу!
От редакции
Мы в свою очередь позаботились о вас и создали вам в помощь для работы с молодыми специалистами онлайн-семинар «Работаем с молодыми специалистами: как не допустить ошибок».