Как удержать молодых специалистов, или Честные причины, почему они уходят
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как удержать молодых специалистов, или Честные причины, почему они уходят

Ни для кого не секрет, что проблема закрепления молодого специалиста в педагогике существует. Ежегодно в отрасль прибывает 6,5 тыс. молодых специалистов, из них около 1,3 тыс. покидают педагогику после отработки. Как удержать молодого специалиста в УДО? Вопрос, над которым задумывался каждый руководитель. А решение может быть очень простым. Давайте узнаем о нем из материала.

Плеханова Елена

выпускающий редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея»

846 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Беларуси сейчас наблюдается острая нехватка воспитателей дошкольного образования. В общереспубликанском банке вакансий можно найти более 700 актуальных предложений. Естественно, возникает вопрос: что же делать, чтобы предотвратить отток кадров? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в причинах оттока молодых специалистов из сферы дошкольного образования.

1. Низкая заработная плата

Давайте разберемся, на какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист в учреждении образования.


Пример

Расчет будет производиться для 7‑го тарифного разряда (воспитатель дошкольного образования без квалификационной категории).
Коэффициент тарифной сетки, соответствующий установленному тарифному разряду, — 1,47, базовая ставка на 11 сентября 2023 г. — 235 руб.
Оклад составит:
235 × 1,47 = 345,45 руб.
Надбавка за специфику работы в сфере образования — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка молодому специалисту — 30 % от оклада, т. е. 103,63 руб.
Надбавка профессиональная воспитателям дошкольного образования — 20 % от оклада, т. е. 69,10 руб.
Итого: 621,81 руб. — заработная плата молодого специалиста в УДО*.

* Расчет произведен в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».


Повышения заработной платы можно достичь за счет установления молодому специалисту надбавки за характер труда (до 60 % от базовой ставки) при выполнении одного из следующих показателей:

  • работа по обеспечению защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с родителями;
  • сопровождение обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования при организации их подвоза;
  • участие в деятельности учебно-­методи­ческих объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-­методического обеспечения образования;
  • работа с одаренными и талантливыми обу­чающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий);
  • организация участия обучающихся в региональных, республиканских, общественно значимых мероприятиях и сопровождение их в период проведения таких мероприятий;
  • участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со ст. 97 Кодекса об образовании, в т. ч. руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов.

Таким образом, существуют варианты увеличения заработной платы молодого специалиста. Руководителю следует ознакомить с ними работника, а воспользоваться ими или нет, зависит от самого педагога и его желания проявить активность и заработать.

2. Отсутствие поддержки молодого специалиста со стороны администрации

Часто администрация предъявляет требования к молодому специалисту как к опытному воспитателю, не прощает ошибок, критикует чаще, чем хвалит, и тем самым формирует у начинающего педагога страх что-то сделать не так, не успеть к сроку. Как результат, у молодого специалиста пропадает желание идти на работу.

Руководителю необходимо оказывать молодому специалисту методическую помощь, замечать и отмечать победы, не акцентировать внимание на ошибках.

3. Отсутствие системы адаптации в коллективе

Люди, с которыми мы проводим треть своей жизни, очень важны для нашего мироощущения и душевного состояния на работе. Молодому специалисту необходимо помочь вой­ти в новый коллектив, чтобы он не стал изгоем, помочь проявить свои коммуникационные способности. В УДО распространенной практикой является система наставничества, когда за молодым воспитателем закрепляют более опытного с целью поддержки и передачи опыта.

Чтобы наставничество не стало формальностью и нелюбимой дополнительной нагрузкой воспитателя, администрации учреждения следует продумать формы и объем материального стимулирования воспитателя-­наставника.

Молодому специалисту в свою очередь следует присоединиться к традициям коллектива, не пропускать общие мероприятия, не стесняться обращаться за помощью к более опытным коллегам и руководству.


От редакции

Дополнительно об опыте работы с молодыми специалистами в ГУО «Детский сад № 239 г. Минска» вы можете прочитать в статье Т. Кузьмич «Молодые специалисты: как организовать первый рабочий день в учреждении».


4. Неуверенность в правильности выбора профессии

Четвертая причина, увы, находится внутри самого специалиста, но сдаваться рано! Придать уверенности молодому специалисту поможет:

5 полезных книг в помощь молодому воспитателю

1. «Как любить ребенка» — Януш Корчак.
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Элейн Мазлиш и Адель Фабер.
3. «Как перестать срываться на детей» — Карла Наумбург.
4. «Кролик, который хочет уснуть» — Карл-Йохан Форссен Эрлин.
5. «Хорошие манеры. Один день в картинках и в 20 уроках» — Наталья Крылова.

Руководителю также следует рассказать молодому специалисту о привилегиях статуса «молодой специалист», чтобы акцентировать внимание на преференциях, предоставляемых государством (многие ответы на юридические вопросы по данной теме вы можете прочитать, если обратитесь к нашей тематической подборке «Молодые специалисты» (clck.ru/364H3T)).

Заключение

Удержать молодого специалиста возможно. Просто нужно приложить чуть больше усилий и помнить, что молодой специалист нуждается в помощи (порой юридической или психологической) и поддержке адми­нистрации и коллег.

Это важно
Позаботьтесь о молодых специалистах, и они с удовольствием будут сеять ра­зумное, доброе, вечное, принося славу вашему учреждению.

Сделайте жизнь молодого специалиста в вашем учреждении легче, и он оценит вашу заботу!


От редакции

Мы в свою очередь позаботились о вас и создали вам в помощь для работы с молодыми специалистами онлайн-семинар «Работаем с молодыми специалистами: как не допустить ошибок».

846 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 41
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок