Коучинг как средство управления персоналом
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Коучинг как средство управления персоналом

Сегодня в сфере управления персоналом используются разные способы и подходы. Одним из новейших, объединяющим в себе разные методы и техники, предоставляющим новые возможности для эффективного воздействия на персонал, признан коучинг.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Прежде чем мы погрузимся в коучинг как средство воздействия на персонал учреждения дошкольного образования и рассмотрим его применение, нужно внести ясность в значение этого термина, чтобы у читателя данное слово ассоциировалось с конкретным и понятным объектом реальности.

Что такое коучинг?

Понятие «коучинг» существует на протяжении сотен лет, в течение которых его значение адаптировалось к сфере использования данного понятия.

В 16 веке в Англии этим словом характеризовались кареты или иные средства передвижения. Дословно оно означало «средство, помогающее передвигаться к поставленной цели».

Примерно в 80-е годы прошлого века данное слово стали относить к преподавательской деятельности в спорте, где вопросы развития и тренировки спортсменов имели первостепенное значение. Стандартная тренировка заключалась в передаче личного опыта от тренера спортсмену и основывалась на повторении и практике регулярных тренировок. Но, как показало время, такой способ развития и тренировки спортсмена не всегда давал результат. Отсутствие побед в соревнованиях у спортсменов заставило тренеров задуматься над причинами: почему правило «делай как я» и демонстрация примеров «как надо делать правильно» не приводят спортсменов к профессиональному росту и победам? Постепенно тренеры стали менять свои подходы в тренировках будущих чемпионов. Они начали добавлять новые инструменты и методики в тренировки, экспериментировать с разными подходами, анализировать результаты. Так появилось определение коучинга как искусства содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Сегодня метод коучинга применяют при работе с персоналом. Это своеобразный микс из множества методов обучения, управления.

Ценным результатом от применения коучинга считается процесс партнерства, который стимулирует работу мысли, раскрывает личностный и профессиональный потенциал персонала.

Коучинг как средство стимулирования самостоятельности и ответственности персонала

Главной целью коучинга как средства развития считается содействие работнику в том, чтобы он самостоятельно нашел решение той или иной проблемы, задачи. Как гласит старинная поговорка, голодному нужно дать удочку, а не рыбу.

Чтобы достичь успеха, руководителю необходимо стать коучем, а для этого нужно знать и понимать, как это работает. Разберем на примере, когда подчиненный занят решением какой-либо задачи и обращается за помощью к руководителю.

Сначала следует дать немного времени разобраться в этом самому работнику. Потом нужно определить причину, по которой работник не может найти решение самостоятельно. При этом «коуч-руководитель» должен показать готовность к сотрудничеству без обвинений, без повышенного тона.

Часто боязнь замечаний мешает работнику раскрыться, проявить инициативу и самостоятельность. Со стороны руководителя важно сохранить авторитет и показать готовность помочь в случае неудачи. Но для начала следует призвать к самостоятельности: «Мне нужно срочно решить проблему, это займет некоторое время. Попробуйте пока разобраться сами. А я освобожусь, и, если вопрос еще будет актуальным, мы его решим. Надеюсь на ваш профессионализм». В этом примере руководитель использовал прием коучинга. Он не стал обвинять работника в некомпетентности, а, наоборот, доброжелательно, без крика и шума выразил готовность к сотрудничеству.

Главное для руководителя — дать персоналу навык самостоятельности, через который будет формироваться ответственность каждого работника.

Вопросительная методика коучинга

При коучинговом подходе руководителю придется уделять больше времени общению с персоналом, чтобы выяснить степень понятности поставленных задач, возможные пути решения и способы достижения конечного результата. Если говорить предельно просто, коучинг — это метод, суть которого в том, что вместо инструкций и постановки требований используются вопросы. Например:

  • «К чему вы стремитесь?» (чтобы помочь работнику сконцентрироваться на своих целях и задачах);
  • «Каковы возможные варианты действий?» (чтобы проанализировать альтернативы и найти наиболее реалистичное решение);
  • «С чего начнете?» (чтобы сформировать план);
  • «Какое решение вы можете принять сейчас, чтобы добиться результата?» (чтобы сосредоточить внимание).

С помощью вопросов руководитель может отследить всю цепочку действий сотрудников, выявить лучших, которым в дальнейшем можно давать особые поручения. В итоге освобождается время для планирования и стратегического развития организации.

Но это не должно означать стремление руководителя переложить ответственность на работников. Чтобы не возникало проблем с профессиональной подготовкой, с личностными качествами и мотивацией персонала, необходимо изначально грамотно его подбирать. Никогда «навязанный» работник с низким уровнем подготовки, присланный отсидеться в «теплом» месте, не сможет стать эффективным. Когда у работника нет фундамента знаний и желания работать, все усилия в его развитии со стороны руководства будут напрасны.

В то же время после любого совещания или группового обсуждения руководителю не стоит подводить итоги фразой: «Вопросы есть?» У работников автоматически возникает ответ: «Нет!» Даже если что-то было неясно. Но грамотно сформулированные вопросы: «Как вы думаете, что мне еще нужно пояснить, объяснить (уточнить)?», «Кто хотел поделиться своим мнением?» запускают мыслительный процесс. Коучинг — это всегда диалог!

Из опыта руководителя с 30-летним стажем
До сих пор не могу привыкнуть к новым словам, люблю, когда «понятно». Такой принцип и в работе: «все должно быть понятно». Для меня «коуч-руководитель» — это тот же наставник, который направляет. Я не рассказываю персоналу, как выполнять то или иное задание, я даю самостоятельность, но, конечно, интересуюсь ходом, чтобы «не натворили». Для этого достаточно задать несколько вопросов: «Как вы видите решение этой задачи?», «Какими путями ее можно решить?», «Почему именно так?», «Есть ли еще какие-нибудь пути решения?», «Что было бы более эффективно?» Вот и весь коучинг! Главное, чтобы вас понимал персонал! А чтобы быть понятным, больше общайтесь.

Стадии коучинга при работе с персоналом

Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает в себя следующие стадии.

Стадия 1. Анализ ситуации и готовность персонала. Коучинг может начинаться только тогда, когда персонал понимает и принимает требования организации. Заведующий должен объяснить персоналу, что от него ждут, какие формы поощрения и наказания будут применяться. На этой стадии важно осознание персонала, поскольку ни кадровая служба, ни руководитель не могут чему-либо научить, если работник сам этого не желает.

Стадия 2. Планирование системы ответственности. Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда работник принимает на себя ответственность за результаты (помните, что ответственность формируется через самостоятельность). Первым этапом выработки ответственности является план, в котором указаны сроки выполнения поставленных задач.

Стадия 3. Оценка результативности. Она включает мониторинг и оценку.

Мониторинг — это регулярная проверка процесса реализации плана с целью оказания помощи.

Оценка — это анализ и выводы по плану сразу же после окончательного его выполнения. Ключевые вопросы здесь следующие:

1.    Достигнуты ли поставленные цели (задачи)?

2.    Был ли план полностью реализован?

3.    В чем были трудности?

4.    Нужно ли дополнить план?

Используя обратную связь (диалог), заведующий может помочь работникам проговорить большую часть проблем и самих вариантов действий. Таким образом, руководитель позволяет подчиненному проявить себя, дает ему возможность быть самостоятельным в принятии решений, наделяет его ответственностью — так происходит формирование эффективного работника.

Почему руководители боятся коучинга?

1. Руководитель не верит в потенциал подчиненных и теряет возможность быть всегда правым.

2. Руководитель критически, шаблонно относится к подчиненным. Для эффективного применения коучинга руководителю важно уметь давать шанс работнику, быть гибким в оценке.

3. Руководитель не заинтересован в успехе работников и боится, что они профессионально вырастут и станут ему конкурентами. Или возникает риск потери сотрудников, «переросших» свою нынешнюю должность. Ведь руководителю придется «расти» вместе с подчиненными и быть на шаг впереди них.

4. В организации жестко карается право на ошибку. В такой ситуации у подчиненного вряд ли выработается привычка самостоятельно мыслить, искать и принимать решения, перекладывая свою ответственность на руководителя.

5. Руководитель не готов выходить за пределы своей зоны комфорта — прилагать усилия, развиваться, пробовать новое. Для этого необходимо «напрягаться».

6. Нет доверия между руководителем и подчиненным. Доверие — это необходимое условие коучинга. Без доверия, как бы ни старался руководитель, подчиненный найдет способ «неделания».

***

Коучинг не учит, а лишь способствует обучению, причем такому, благодаря которому развивается не только работник, но и сам заведующий учреждением дошкольного образования. У коучинга нет конкретных инструкций, как поступить в той или иной ситуации, он является толчком к цели. Нужен ли этот толчок — выбор за вами!  

1021 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 70
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок