Новации законодательства на уровне дошкольного образования

Новации законодательства на уровне дошкольного образования

Какой новый вид учебно-программной документации установлен в новом Кодексе об образовании?
Экспериментальная учебная программа дошкольного образования.
Со скольких лет осуществляется прием детей для получения начального образования?
По достижении ими на начало учебного года возраста шести лет.


Чижова Наталья

Юрист

674 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 1 сентября 2022 г. вступит в силу новая редакция Кодекса об образовании, которая вносит изменения в организацию работы дошкольных учреждений. Рассмотрим наиболее важные изменения.

Оптимизация видов учреждений образования

В новой редакции Кодекса об образовании предусматривается оптимизация видов учреждений дошкольного образования за счет исключения яслей, яслей-­садов и санаторных яслей-­садов.

Все учреждения дошкольного образования общего назначения (ясли, ясли-сад, детский сад) будут называться «детский сад» (в разговорной речи их так называют и сейчас), а все санаторные учреждения дошкольного образования (санаторный ясли-сад, санаторный детский сад) — «санаторный детский сад». Но само количество учреждений дошкольного образования при этом не изменится. Речь идет лишь об упорядочении их наименований. Как вид учреждения сохранится и дошкольный центр развития ребенка.

Создание и наполняемость групп

Устанавливается возможность создания в учреждениях образования санаторных разновозрастных групп (что необходимо для открытия групп для детей с определенными показаниями и отклонениями в состоянии здоровья) и регулируется процесс их наполняемости.

В частности, изменяется наполняемость санаторной группы первого раннего возраста, т. к. ранее установленная норма наполняемости (10 воспитанников) превышает норму наполняемости группы первого раннего возраста — 7 воспитанников. Вместе с тем наполняемость санаторных групп всегда должна устанавливаться ниже наполняемости групп общего назначения.

Уточняется наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания.

При этом учредитель учреждения образования, учредитель иной организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющие образовательную деятельность, наделены полномочиями по изменению норм наполняемости групп в учреждениях дошкольного образования при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-­эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в т. ч. норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников, в целях рационального использования бюджетных средств и обеспечения местами учреждений дошкольного образования в микрорайонах-­новостройках.

Кроме того, местным исполнительным и распорядительным органам даны полномочия по изменению норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряженность в определении детей в детские сады в микрорайонах-­новостройках.

Создание частных дошкольных учреждений

Для повышения заинтересованности частного бизнеса в строительстве и содержании детских садов в тех населенных пунктах, где мест для дошкольников не хватает, финансирование части расходов частных дошкольных учреждений будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Индивидуальная учебная программа

Предусматривается осуществление образовательного процесса индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, руководителя иной организации, индивидуального предпринимателя, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

Индивидуальная учебная программа для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями разрабатывается учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими образовательную программу дошкольного образования, на основе учебной программы дошкольного образования и утверждается руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность.

Таким образом обеспечивается равный доступ к получению дошкольного образования для всех воспитанников с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка и реализуется принцип инклюзии в образовании.

Прием (зачисление) лиц для получения дошкольного образования

При приеме (зачислении) лиц для получения дошкольного образования Министерство образования наделено полномочиями по определению порядка выдачи направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования законному представителю воспитанника местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования.

Дана возможность получения дошкольного образования на платной основе, оказания широкого спектра платных образовательных услуг.

Детские сады получат возможность реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, что позволит проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей детей.

Прием детей для получения начального образования осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет. По желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего прием лица в I класс может осуществляться в более позднем возрасте. По заявлению законного представителя несовершеннолетнего учредитель учреждения общего среднего образования имеет право разрешить прием лица в I класс учреждения общего среднего образования в более раннем возрасте (сейчас такое разрешение выдается Министерством образования).

Учебно-­программная документация

Методические указания по разработке учебно-­программной документации образовательной программы дошкольного образования включены в состав научно-­методического обеспечения дошкольного образования.

С учетом уточнения понятия «учебная программа дошкольного образования» вводятся индивидуальные учебные программы для воспитанников с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

Кроме того, по аналогии с другими уровнями основного образования вводится новый вид учебно-­программной документации — «экспериментальная учебная программа дошкольного образования», а также устанавливается порядок ее разработки и утверждения. Данное дополнение необходимо ввиду того, что разрабатываемые в рамках научных исследований учебные программы дошкольного образования проходят в обязательном порядке экспериментальную проверку, т. е. реализуются в учреждении дошкольного образования в качестве экспериментальной учебной программы.

674 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Лукашенко: нужно подстроить режим работы детсадов под родителей

Белорусские власти хотят пересмотреть время работы детских садиков и начальной школы, чтобы дети находились под постоянным присмотром педагогов.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 183
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок