В соответствии с ч. 5 ст. 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, критерии и показатели социально опасного положения, форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Правительством.
Учреждения образования отнесены к органам, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, организации и проведении социального расследования, принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (абз. 5 п. 4 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 (далее — Положение № 22)).
При этом абз. 2 п. 6 Положения № 22 установлено, что учреждения образования при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции выявляют неблагоприятную для детей обстановку при организации учета детей, подлежащих обучению, анализе участия родителей в образовательном процессе, осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в т. ч. после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан.
При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации в силу п. 7 Положения № 22 незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до трех лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.
Это важно
Положением № 22 установлено, что при проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
При проведении социального расследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) комиссией учреждения образования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей). В связи с тем, что форма акта обследования Положением № 22 не предусмотрена, она утверждается приказом руководителя учреждения образования. Иногда форма акта сопровождается и рекомендациями по его заполнению.