Организация педагогического процесса для детей с аутизмом: что необходимо учитывать руководителю и специалистам
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Организация педагогического процесса для детей с аутизмом: что необходимо учитывать руководителю и специалистам

Планируя занятия с воспитанниками с аутистическими нарушениями, необходимо помнить об их повышенной психической пресыщаемости и быстром физическом истощении. Для таких детей важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, который бы позволял своевременно переключаться и отдыхать. В статье рассмотрим эту и другие особенности работы с данной категорией воспитанников.

Джейгало Юлия

Заведующий ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска»

2540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Аутизм — это особенность психического развития, для которой характерно нарушение контакта с внешним миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающей его реальности, не стремится или не переносит межличностных контактов, не испытывает в них потребности. Как правило, он замкнут и сторонится сверстников, отсутствуют живая выразительная мимика и жесты. Такой ребенок старается не смотреть в глаза окружающим, не желает ни с кем общаться. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое.

Можно ли вылечить аутизм?

Аутизм — неизлечимое заболевание. Оно будет сопровождать человека на протяжении всей жизни.

Более легкие формы поддаются коррекции при условии соблюдения ряда условий. Проявления заболевания можно смягчить и добиться успешной интеграции индивида в общество. Для этого с раннего детства нужно постоянно заниматься с ребенком и создавать для него благоприятную среду. Аутисты должны расти в атмосфере любви, понимания, терпения и уважения — это необходимо учитывать и в дошкольном учреждении.

Как аутизм влияет на развитие ребенка?

Степень нарушений умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым либо испытывающим трудности в обучении, а бывает, что дети с аутиз­мом становятся высокоодаренными люди.

Речевое развитие детей с аутистическими нарушениями тоже различно: от полного ее отсутствия до нормотипичного развития. Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, услышанных от окружающих и по радио. Кроме того, такие воспитанники часто говорят о себе во втором или третьем лице. Коммуникация ребенка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.

Что нужно учитывать при организации педагогического процесса?

Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии. Поэтому в учреждениях дошкольного учреждения рекомендуется использовать музыкальное сопровождение.

Кроме того, такие дети отличаются повышенной чувствительностью к окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми людьми, объектами. Иногда они боятся самых обычных предметов обихода (электрические лампы, большие игрушки, яркие предметы). Поэтому педагогу стоит менять привычную для ребенка среду с осторожностью, а также представлять детям новых людей.

Не только педагог, но и педагог-­психолог, учитель-­дефектолог принимают активное участие в развитии данной категории воспитанников. Также на плечи педагогов ложится работа по обучению родителей.

Какова роль заведующего в процессе воспитания, обучения детей с аутизмом?

Заведующий учреждением дошкольного образования берет на себя роль координатора учебного процесса. Уже на этапе поступления ребенка в учреждение руководителю нужно выстраивать систему сотрудничества между специалистами учреждения и законными представителями воспитанника. Важно начать диалог с родителями с положительных установок: рассказать об опыте работы с данной категорией детей, об успехах и достижениях выпускников учреждения дошкольного образования.

Целесообразно провести экскурсию для родителей по группе. Следует показать и рассказать о каждом центре в групповом помещении, оборудованном для ребенка. Члены семьи должны увидеть, в каком месте будет проводить время их любимый малыш, где и как будут проходить занятия, игры, как организовано питание и сон, прогулка, в каких условиях будет проходить музыкальное и физическое развитие ребенка. Кроме того, стоит вместе посетить кабинет учителя-­дефектолога и педагога-­психолога. На этом этапе сотрудничества заведующий отвечает на вопросы родителей и формирует целостную систему представлений об особенностях организации работы в группе интегрированного обучения и воспитания, чем устанавливает более доверительные отношения.

Одновременно с этим необходимо объяснить родителям, что у каждого ребенка с аутизмом есть индивидуальный путь развития. Родители должны усвоить простую истину: такой ребенок — особенный, и по этой непростой дороге он будет идти не один, а взявшись за руки с семьей и учреждением образования.

Что делать с нежелательным поведением?

Важный аспект успешного обучения детей с аутистическими нарушениями — работа учреждения дошкольного образования и семьи по коррекции нежелательного поведения. Данная работа, пожалуй, самая сложная. Однако существует ряд наиболее эффективных при­емов работы в данном направлении.

Основные правила для всех ситуаций по коррекции нежелательного поведения:

  1. Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение.
  2. Надо учить ребенка адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию.
  3. Если по ­каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.

***

Работа с родителями воспитанников, имеющих аутистические нарушения, достаточно сложная и объемная. Ее проведение и успешность во многом определяют темпы развития воспитанников. Учреждению и законным представителям важно действовать как партнерам, ежедневно обсуждать успехи и достижения ребенка, не бояться трудностей и вместе преодолевать их.

2540 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Депутаты приняли во втором чтении законопроект по вопросам образования

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Об изменении кодексов по...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 42
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок