Аутизм — это особенность психического развития, для которой характерно нарушение контакта с внешним миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающей его реальности, не стремится или не переносит межличностных контактов, не испытывает в них потребности. Как правило, он замкнут и сторонится сверстников, отсутствуют живая выразительная мимика и жесты. Такой ребенок старается не смотреть в глаза окружающим, не желает ни с кем общаться. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое.
Можно ли вылечить аутизм?
Аутизм — неизлечимое заболевание. Оно будет сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Более легкие формы поддаются коррекции при условии соблюдения ряда условий. Проявления заболевания можно смягчить и добиться успешной интеграции индивида в общество. Для этого с раннего детства нужно постоянно заниматься с ребенком и создавать для него благоприятную среду. Аутисты должны расти в атмосфере любви, понимания, терпения и уважения — это необходимо учитывать и в дошкольном учреждении.
Как аутизм влияет на развитие ребенка?
Степень нарушений умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым либо испытывающим трудности в обучении, а бывает, что дети с аутизмом становятся высокоодаренными люди.
Речевое развитие детей с аутистическими нарушениями тоже различно: от полного ее отсутствия до нормотипичного развития. Речь детей с аутизмом часто содержит набор штампованных фраз, иногда наблюдается стремление к повторению малопонятных слов, услышанных от окружающих и по радио. Кроме того, такие воспитанники часто говорят о себе во втором или третьем лице. Коммуникация ребенка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. В некоторых случаях речь у ребенка отсутствует полностью.
Что нужно учитывать при организации педагогического процесса?
Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии. Поэтому в учреждениях дошкольного учреждения рекомендуется использовать музыкальное сопровождение.
Кроме того, такие дети отличаются повышенной чувствительностью к окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми людьми, объектами. Иногда они боятся самых обычных предметов обихода (электрические лампы, большие игрушки, яркие предметы). Поэтому педагогу стоит менять привычную для ребенка среду с осторожностью, а также представлять детям новых людей.
Не только педагог, но и педагог-психолог, учитель-дефектолог принимают активное участие в развитии данной категории воспитанников. Также на плечи педагогов ложится работа по обучению родителей.
Какова роль заведующего в процессе воспитания, обучения детей с аутизмом?
Заведующий учреждением дошкольного образования берет на себя роль координатора учебного процесса. Уже на этапе поступления ребенка в учреждение руководителю нужно выстраивать систему сотрудничества между специалистами учреждения и законными представителями воспитанника. Важно начать диалог с родителями с положительных установок: рассказать об опыте работы с данной категорией детей, об успехах и достижениях выпускников учреждения дошкольного образования.
Целесообразно провести экскурсию для родителей по группе. Следует показать и рассказать о каждом центре в групповом помещении, оборудованном для ребенка. Члены семьи должны увидеть, в каком месте будет проводить время их любимый малыш, где и как будут проходить занятия, игры, как организовано питание и сон, прогулка, в каких условиях будет проходить музыкальное и физическое развитие ребенка. Кроме того, стоит вместе посетить кабинет учителя-дефектолога и педагога-психолога. На этом этапе сотрудничества заведующий отвечает на вопросы родителей и формирует целостную систему представлений об особенностях организации работы в группе интегрированного обучения и воспитания, чем устанавливает более доверительные отношения.
Одновременно с этим необходимо объяснить родителям, что у каждого ребенка с аутизмом есть индивидуальный путь развития. Родители должны усвоить простую истину: такой ребенок — особенный, и по этой непростой дороге он будет идти не один, а взявшись за руки с семьей и учреждением образования.
Что делать с нежелательным поведением?
Важный аспект успешного обучения детей с аутистическими нарушениями — работа учреждения дошкольного образования и семьи по коррекции нежелательного поведения. Данная работа, пожалуй, самая сложная. Однако существует ряд наиболее эффективных приемов работы в данном направлении.
Основные правила для всех ситуаций по коррекции нежелательного поведения:
- Необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение.
- Надо учить ребенка адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию.
- Если по каким-то причинам данная ситуация неизбежна, не следует поощрять проявления данного поведения, позволяя ребенку избежать неприятной ситуации посредством, например, агрессии или крика.
***
Работа с родителями воспитанников, имеющих аутистические нарушения, достаточно сложная и объемная. Ее проведение и успешность во многом определяют темпы развития воспитанников. Учреждению и законным представителям важно действовать как партнерам, ежедневно обсуждать успехи и достижения ребенка, не бояться трудностей и вместе преодолевать их.