Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования

Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования

Мы продолжаем публиковать в форме вопросов-­ответов важнейшие аспекты инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».

Также читайте начало и продолжение этого материала.

Косько Юрий

юрист, выпускающий редактор журнала «Руководитель учреждения дошкольного образования»

1773 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какие структурные компоненты включаются в годовой план при планировании деятельности учреждений дошкольного образования?


В соответствии с поставленными задачами годовой план включает в себя следующие структурные компоненты:

1.    Анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения плана за предыдущий год, на основе которого определяются задачи на предстоящий год (2–3 задачи). В учреждениях дошкольного образования, имеющих от одной до трех возрастных групп, может быть запланирована одна задача.

Основными требованиями к анализу работы учреждения образования могут выступать: четкость построения по блокам (разделам) плана; логическая последовательность изложения материала; аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом; точность оценок, исключающих субъективизм; доказательность выводов; конкретность и педагогическая обоснованность предложений; возможно применение иллюстративных материалов (графиков, таблиц, диаграмм и др.).

2.    Организационно-педагогические мероприятия: организация образовательных услуг, предоставляемых учреждением образования; формирование и оснащение развивающей предметно-­пространственной среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников, организация деятельности педагогических советов и др.

3.    Работа с педагогическими работниками: формы повышения квалификации в межкурсовой период, диагностическая работа, подготовка аттестации педагогических работников, изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта, само­образование педагогических работников, экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.

4.    Воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников по социально-нравственному, личностному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и т. д.).

5.    Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение образовательного процесса: формы работы педагога-психолога, медицинских работников, социального педагога.

6.    Взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, включению их в образовательный процесс.

7.    Взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению готовности воспитанников к обучению на первой ступени общего среднего образования.

8.    Организация работы в летний оздоровительный период: мероприятия по подготовке учреждения образования к деятельности в летний период, формы работы с участниками образовательного процесса.

9.    Контроль: виды и содержание контроля.

10.    Административно-хозяйственная деятельность: работа по укреплению материально-технической базы учреждения образования (приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, осуществление ремонтных работ и т. д.).

В предложенную структуру плана могут вноситься изменения и дополнения с учетом условий, специфики деятельности учреждения образования.

В учреждениях общего среднего и специального образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, планирование работы на учебный год по всем направлениям деятельности осуществляется как на уровне общего среднего образования, так и на уровне дошкольного образования.


Какие структурные компоненты включаются в план реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста?


План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

  • задачи деятельности учреждения образования на учебный год;
  • научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования);
  • взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс). В соответствии с должностными обязанностями, определенными Единым квалификационным справочником должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников. Кроме того, педагоги должны планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
  • индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом и учителем-дефектологом);
  • закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования);
  • двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках, активный отдых);
  • специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту, а также предусматривать дифференцированные задания для детей, в т. ч. задания коррекционной направленности;
  • нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

Кто несет ответственность за формирование, ведение и обеспечение функционирования сайта учреждения образования?


Ответственность за формирование, ведение и обеспечение функционирования сайта учреждения образования, а также за его соответствие требованиям законодательства возлагается на руководителя учреждения образования.

Как указано в письме администрациям учреждений образования, органам управления образованием, институтам развития образования следует обеспечить систематическое изучение и анализ информации, размещаемой на официальных сайтах учреждений образования. 

1773 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда семья больше не крепость: прокуроры Брестчины помогают защитить права и интересы детей из неблагополучных семей

Органы прокуратуры Брестской области продолжили обследование условий жизни детей в неблагополучных семьях.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 52
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок