Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования: продолжение

Организация в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования: продолжение

Мы продолжаем публиковать в форме вопросов-­ответов важнейшие аспекты инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» (далее — письмо).

Косько Юрий

Юрист, специалист по трудовому праву

1665 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Продолжение. Начало читайте здесь

Какие учебные издания допускаются к использованию в образовательном процессе?

К использованию в образовательном процессе допускаются учебные издания (учебники, учебные пособия и др.), содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждения образования ежегодно с учетом планируемого контингента воспитанников и сроков использования учебных изданий (учебные пособия, рабочие тетради — один год, учебно-­методические пособия, учебные наглядные пособия, пособия — пять лет) формируют заказ:

  • на учебные издания с учетом количества педагогических работников (воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, педагогов-психологов, учителей-дефектологов), возрастных групп и воспитанников в учреждении;
  • на приобретение средств обучения, игрового и учебного оборудования и др. в соответствии с современными требованиями.

Каким образом производится взимание платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставление их в бесплатное пользование?

Взимание платы за пользование учебными пособиями осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и предоставления их в бесплатное пользование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 № 839.

Пунктом 2 ст. 39 Кодекса об образовании (далее — Кодекс) установлены категории обучающихся, для которых предусмотрены дифференцированные льготы при оплате за пользование учебниками и учебными пособиями (снижение на 50 % либо освобождение от оплаты).

Руководителям учреждений образования необходимо обратить особое внимание на своевременность (до 15 августа) предоставления родителями (законными представителями) воспитанников, имеющих право на бесплатное пользование учебниками и (или) учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов (удостоверение инвалида, заключение ЦКРОиР, свидетельство о рождении, удостоверение инвалида Отечественной вой­ны или удостоверение инвалида боевых действий на территории других государств, удостоверение о праве на льготы либо справка о праве на льготы, выписка из медицинских документов, удостоверение многодетной семьи, справки о размере пособия на детей и периоде его выплаты, месте жительства и составе семьи).

При переводе воспитанника в другое учреждение образования, другую организацию, к индивидуальному предпринимателю учебные пособия передаются его родителю (законному представителю).


Как осуществляется организация физического воспитания в учреждениях дошкольного образования?

Физическое воспитание осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования, учебными программами по соответствующим образовательным областям. Занятия по образовательной области «Физическая культура» («Адаптивная физическая культура») проводятся с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР и реализуются посредством обеспечения двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика; физкультминутки на занятиях; двигательные перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, «дни здоровья»); самостоятельная двигательная деятельность). При этом принимаются во внимание возраст, пол, физическая подготовленность, индивидуальные психофизические особенности и состояние здоровья воспитанников.

Воспитателю дошкольного образования необходимо проводить с воспитанниками следующие физкультурно-­оздоровительные мероприятия: утреннюю гимнастику (в отсутствие руководителя физического воспитания), физкультминутки на занятиях, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливание. Также нужно создавать условия для организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Кроме этого, Министерство образования в письме особо обращает внимание на необходимость наполнения сайтов учреждений образования, информационных стендов в возрастных группах материалами по пропаганде здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом, включая анонсы и итоги проведения мероприятий по данной тематике.


Как правильно организовать работу групп кратковременного пребывания воспитанников?

Если время пребывания воспитанников в учреждении образования составляет от 2 до 7 ч ежедневно, несколько дней в неделю, месяц, год, то могут создаваться группы кратковременного пребывания: адаптационные, прогулочные, выходного дня, вечерние, по подготовке к школе, сезонные площадки, игровые площадки, «материнские школы» и др. (п. 16 Положения об учреждении дошкольного образования, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее — Положение об учреждении дошкольного образования), п. 32 Положения о специальном дошкольном учреждении, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 (далее — Положение о специальном дошкольном учреждении)).

В соответствии с Кодексом, Положением об учреждении дошкольного образования наполняемость таких групп устанавливается как для разновозрастной группы — 12 воспитанников.

В группах кратковременного пребывания занятия должны быть организованы в первую или вторую половину дня работы учреждения дошкольного образования, в выходные дни — не более 4–5 раз в неделю для воспитанников 4–5-летнего возраста, не более 5–6 раз в неделю для воспитанников 5–6-летнего возраста.

В вышеуказанных группах возможно совместное пребывание воспитанников и их законных представителей.

При организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания с воспитанниками c ОПФР проводится работа по своевременной социализации в коллективе сверстников и взрослых, формированию основ готовности к обучению на следующем уровне образования. Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму от двух до пяти раз в неделю в зависимости от пожеланий законных представителей воспитанников.

Функционирование групп кратковременного пребывания может осуществляться на платной основе по решению местных исполнительных и распорядительных органов при условии обеспечения права граждан на бесплатное образование на территории соответствующей административно-территориальной единицы в государственных учреждениях дошкольного образования, иных государственных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.


Как правильно организовать работу по оказанию образовательных услуг на платной основе?

Оказание образовательных услуг на платной основе в учреждениях образования осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования. Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования».

В соответствии с п. 5 ст. 138 Кодекса учреждениям образования запрещено устанавливать нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.

При осуществлении учреждением образования внебюджетной деятельности виды оказываемых им услуг должны быть отражены в Уставе учреждения образования в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

Пунктом 9 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641) (далее — Положение о порядке формирования внебюджетных средств), определено, что внебюджетные средства, получаемые бюджетными организациями при осуществлении приносящей доходы деятельности, отражаются в смете доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций на соответствующий финансовый год и отчетности по ним в разрезе источников доходов (подразделов доходов, установленных в классификации доходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов). В части сумм превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности, остающихся в распоряжении учреждения образования, средства могут быть использованы по направлениям, указанным в п. 25 Положения о порядке формирования внебюджетных средств.

В п. 2 ст. 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь закреплено, что бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными до­кументами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также не допускается ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.


В чем заключаются особенности организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования?

Учреждения общего среднего образования (школа-­интернат для детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-­педагогический комплекс (ясли-сад — начальная школа, ясли-сад — базовая школа, ясли-сад — средняя школа, детский сад — начальная школа, детский сад — базовая школа, детский сад — средняя школа)), учреждения специального образования (вспомогательная школа-­интернат, специальная общеобразовательная школа-­интернат) при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования должны руководствоваться законодательством в сфере дошкольного и специального образования.

Образовательный процесс в указанных видах учреждений осуществляется круглогодично и организуется в режиме пятидневной учебной недели. Воспитанников учреждения можно объединять в группы одного или разного возраста.

В разновозрастную группу могут объединяться воспитанники в возрасте от 1 года до 7 лет, а ее наполняемость не должна превышать 12 человек. Учредитель учреждения образования может устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-­эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в т. ч. норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

Возможны следующие варианты объединения воспитанников в разновозрастные группы:

  • смежного возраста: 2 и 3 года (возрастные группы воспитанников от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет), 4 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет), 5 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет);
  • относительно контрастного возраста: 2 и 4 года (возрастные группы воспитанников от 2 до 3 лет и от 4 до 5 лет), 3 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от 3 до 4 лет и от 5 до 6 лет), 4 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 4 до 5 лет и от 6 до 7 лет);
  • контрастного возраста: 2 года и 5 лет (возрастные группы воспитанников от 2 до 3 лет и от 5 до 6 лет), 3 года и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 3 до 4 лет и от 6 до 7 лет).

В разновозрастных группах распорядок дня является единым для всех воспитанников, но с учетом их возрастных возможностей, способностей и потребностей вносятся некоторые изменения в режимные процессы. С младшими воспитанниками режимные процессы начинаются на 10–15 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем воспитанников после дневного сна — старшие воспитанники встают на 10–15 мин раньше младших). Эти режимные моменты необходимы для того, чтобы воспитанники разного возраста, объединенные в одну группу, последовательно и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

При определении общего распорядка дня для воспитанников двух смежных возрастов за основу берется распорядок дня воспитанников старшего возраста; трех, четырех возрастов — распорядок дня для воспитанников среднего возраста (от 4 до 5 лет).


Как правильно организовать деятельность воспитанников в условиях разновозрастной группы?

Организация жизнедеятельности воспитанников в условиях разновозрастной группы во многом определяется слаженностью работы воспитателя дошкольного образования и помощника воспитателя, четким распределением обязанностей между ними.

Специально организованную деятельность в разновозрастной группе можно осуществлять с применением следующих подходов к организации занятия (игры):

  • поэтапное начало занятия (игры): последовательное включение воспитанников в деятельность (начало занятия с одной возрастной подгруппой (старшей) с последующим включением воспитанников более младшей возрастной категории);
  • одновременное начало занятия (игры) во всех возрастных подгруппах, поэтапное завершение занятия (игры): последовательное завершение деятельности в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;
  • проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников разновозрастной группы является интегрированное занятие, которое предполагает объединение и взаимодополнение содержания нескольких образовательных областей реализуемых учебных программ, что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину об объекте или явлении окружающего мира.

Учебные планы указанных видов учреждений образования разрабатываются на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с учетом особенностей контингента воспитанников и ресурсного (кадрового и материально-­технического) обеспечения и утверждаются руководителем учреждения образования.

При наличии в учреждении образования разновозрастной группы воспитанников количество учебных часов на изучение образовательных областей рассчитывается для каждого возраста отдельно на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования. 

(Продолжение читайте здесь)

1665 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Работа сторожей в ночное время: особенности, ограничения, оформление, нарушения

В УДО в большинстве случаев к работе в ночное время привлекаются сторожа. Заведующему УДО необходимо знать, что работа в ночное время оказывает негативное влияние на здор...
№ 1 (145) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1215
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок