Правовое регулирование создания комиссий по противодействию коррупции
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее — Типовое положение), которым определен единый и обязательный порядок создания и деятельности такой комиссии в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах (далее — государственные органы).
Таким образом, организации, перечисленные в ч. 2 ст. 5 Закона, п. 1 Типового положения, обязаны создать комиссии по противодействию коррупции. Иные организации вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности создания комиссий и определять порядок их деятельности.
На основании каких документов разрабатывается положение о комиссии по противодействию коррупции?
Эффективность работы антикоррупционных комиссий в значительной степени зависит от четкой и всеобъемлющей нормативной регламентации их задач, полномочий, процедур подготовки, проведения заседаний и принятия решений.
Заведующему на заметку
Комиссия по противодействию коррупции действует не только на основании Типового положения, но и на основании положения, утверждаемого приказом руководителя юридического лица, в котором учитываются особенности деятельности данной организации (п. 3 Типового положения). Это означает, что необходимо разработать свое локальное положение, регламентирующее деятельность комиссии по противодействию коррупции, на основании Типового положения, по возможности, учитывающее отраслевую специфику деятельности организации.
Создание и функционирование комиссии по противодействию коррупции
Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.
Состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений государственного органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы.
Как правило, в учреждениях дошкольного образования, за отсутствием вышеуказанных специалистов, в состав комиссии по противодействию коррупции включают одного из заместителей заведующего, председателя профкома, работников учреждения дошкольного образования, представителя попечительского совета. Количество членов комиссии по противодействию коррупции и ее персональный состав следует определять в зависимости от особенностей организационно-управленческой структуры конкретного учреждения дошкольного образования, видов ее деятельности, наиболее подверженных коррупции, количества лиц, работающих в организации, и других факторов. Как правило, для учреждения дошкольного образования достаточно пяти человек. При этом следует помнить, что не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
Заведующему на заметку
В состав комиссии целесообразно включать работников организации, которые прошли надлежащую антикоррупционную подготовку и в силу своей профессиональной квалификации и служебных полномочий способны обеспечить решение стоящих перед комиссией задач, знают требования и порядок применения актов законодательства, которыми должно руководствоваться учреждение образования при осуществлении своей деятельности, и могут дать надлежащую оценку правильности и эффективности осуществления этих видов деятельности.
Председателем комиссии по противодействию коррупции целесообразно избирать члена комиссии с наиболее высоким уровнем антикоррупционной подготовки, либо который в силу занимаемой должности, авторитета в трудовом коллективе и управленческих способностей может надлежащим образом организовать работу комиссии и обеспечить принятие ею максимально эффективных антикоррупционных решений.
Заведующему на заметку
Самым приемлемым представляется назначение председателем комиссии по противодействию коррупции работника, который реализует свои основные служебные полномочия в сферах, наименее подверженных коррупционным рискам (например, заместитель заведующего по основной деятельности), хотя на практике, наоборот, председателем комиссии зачастую назначается заместитель заведующего по хозяйственной работе.
Функции комиссии по противодействию коррупции достаточно подробно прописаны в п. 5 Типового положения. Вместе с тем, прописывая функции комиссии в соответствующем локальном положении о комиссии по противодействию коррупции, следует конкретизировать их применительно к сфере деятельности учреждения образования.
Задачи комиссии по противодействию коррупции
Основной задачей комиссии по противодействию коррупции является предупреждение (профилактика) коррупции в учреждении дошкольного образования. Однако, решая эту задачу, комиссия в то же время принимает меры по выявлению и пресечению коррупции, а также устранению ее последствий (в этих целях комиссия, например, вносит предложения о проведении проверок поступившей информации о совершении или подготовке к совершению коррупционных правонарушений; дает антикоррупционную оценку нарушениям, выявленным в ходе таких проверок; инициирует привлечение к дисциплинарной, материальной и иной ответственности лиц, совершивших правонарушения, связанные с коррупцией, и т.п.).
Помимо указанной, задачами комиссии по противодействию коррупции также являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками учреждения дошкольного образования;
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждений дошкольного образования;
своевременное определение коррупционных рисков в сфере образования и мер по их нейтрализации;
анализ работы администрации учреждения дошкольного образования по соблюдению требований антикоррупционного законодательства, внесение руководителю учреждения дошкольного образования предложения по привлечению их к дисциплинарной ответственности;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении дошкольного образования, анализ эффективности принимаемых мер;
формирование у работников антикоррупционного сознания, нетерпимого отношения к коррупции, навыков поведения в коррупционно опасных ситуациях;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции и др.
Для управлений (отделов) образования, спорта и туризма, помимо указанных, важно также осуществлять координацию деятельности учреждений образования соответствующей административно-территориальной единицы по реализации мер по противодействию коррупции.
Планирование работы комиссии по противодействию коррупции
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях. Так, в частности, в план работы комиссии по противодействию коррупции учреждения дошкольного образования целесообразно включать следующие мероприятия:
обобщение и анализ поступающей информации (содержащейся также в обращениях граждан и юридических лиц, средствах массовой информации, включая сеть Интернет, сообщениях контролирующих, правоохранительных и других государственных органов) о правонарушениях, связанных с коррупцией, и иных нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией (антикоррупционного законодательства) в сфере образования, а также доведение ее до сведения коллектива на совещаниях, педагогических советах и др.;
инициирование и проведение образовательных, воспитательных и информационно-пропагандистских мероприятий антикоррупционной направленности для сотрудников учреждения дошкольного образования;
проведение в учреждениях дошкольного образования педагогических советов по вопросам профилактики коррупционных правонарушений с привлечением сотрудников ОВД, прокуратуры и других государственных органов;
размещение на сайте учреждения дошкольного образования и на информационных стендах в учреждении образования информации об антикоррупционном законодательстве;
использование телефонов горячей линии и прямых телефонных линий с руководством отдела образования в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также изучение вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями;
рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции. При подтверждении соответствующих фактов следует вносить предложения о привлечении виновных к ответственности, а также обеспечивать реальную работу с обращениями граждан, проводить системный анализ и контроль за устранением обоснованных жалоб и замечаний;
предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для работников в период различных мероприятий в учреждении дошкольного образования;
осуществление контроля за зачислением воспитанников в учреждение дошкольного образования;
организация проведения анонимного анкетирования родителей воспитанников с целью оценки качества организации учебной, воспитательной деятельности, а также выявления возможных коррупционных проявлений;
усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской) помощи;
осуществление контроля за организацией приема на работу работников в строгом соответствии со штатным расписанием учреждений дошкольного образования;
проведение проверок отработки рабочего времени работниками учреждения дошкольного образования. Это особенно актуально в связи с достаточно часто встречающимися ситуациями, когда руководители учреждений образования фиктивно трудоустраивают сотрудников, которые не выполняют работу вообще, либо за них выполняет работу другое лицо;
другие мероприятия.
При разработке положения о комиссии по противодействию коррупции в учреждении дошкольного образования следует учитывать следующее:
в государственных органах содержание такого локального нормативного правового акта должно соответствовать Типовому положению, но не обязательно копировать его и может быть дополнено нормами, которые не противоречат требованиям Закона о борьбе с коррупцией и иных актов законодательства;
с учетом специфики деятельности учреждений дошкольного образования в соответствующий локальный нормативный правовой акт не следует включать нормы Типового положения, которые по объективным причинам не могут быть реализованы в этих организациях, и, наоборот, следует включить дополнительные нормы, не учтенные в Типовом положении.
***
Анализ отдельных положений о комиссиях по противодействию коррупции в учреждениях образования показал, что разработчики данных положений зачастую формально подходят к написанию указанного локального нормативного акта, слепо копируя нормы Типового положения, не учитывая особенности и достаточно узкую специфику сферы образования, объем полномочий, которыми наделены руководители и работники учреждений дошкольного образования, особенности их правового статуса и другие вопросы. В учреждениях дошкольного образования важно проводить антикоррупционную пропаганду с родителями воспитанников, поскольку последние зачастую выступают инициаторами совершения и активными участниками коррупционных правонарушений.
Правоприменительная практика свидетельствует, что, несмотря на многолетний опыт функционирования комиссий по противодействию коррупции в сфере образования, их работа часто формальна, ограничивается рассмотрением узкого круга вопросов, принятием однотипных и неэффективных решений. Зачастую это связано с непониманием руководителями учреждений дошкольного образования роли комиссий в противодействии коррупции и (или) отсутствием со стороны руководителей организаций должной требовательности к работе комиссий, их нежеланием наделять комиссии по противодействию коррупции реальными полномочиями по координации антикоррупционной деятельности и выработке эффективных антикоррупционных решений. С другой стороны, члены комиссий не всегда правильно понимают стоящих перед ними задач, неспособны или не желают решать такие задачи.