Особенности обучения в педагогическом классе
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Особенности обучения в педагогическом классе

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

890 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 1990 г. работник окончил педагогический класс. Ему была присвоена квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях», однако в дипломе не было указано, какое он получил образование (среднее или среднее специальное). В личном деле было указано среднее специальное образование, поэтому все эти годы работник получал заработную плату как воспитатель со средним специальным образованием. Правомерно ли это? Был ли ­какой-­нибудь документ, который бы регламентировал отсутствие среднего специального образования у работников, окончивших педагогический класс?


В 80-е годы прошлого века приказом Министерства просвещения СССР от 14.01.1981 № 6 было утверждено Временное положение об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений (далее — Временное положение).

Слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.

Выпускники педагогических классов приравнивались по оплате труда (но не по полученному образованию) к лицам, окончившим педагогические училища.

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).

Согласно ст. 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-­техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование и внешкольное воспитание.

Профессионально-­техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-­технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-­технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (ст. 31 Закона СССР).

Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (ст. 39 Закона СССР).

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.

В настоящее время Кодексом Республики Беларусь об образовании установлено, что освоение содержания образовательных программ среднего специального образования подтверждается дипломом о среднем специальном образовании.

Учитывая изложенное, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к среднему специальному образованию по действующему законодательству Республики Беларусь в сфере образования.

При этом за период с 1981 г. по настоящее время ни одним из нормативных правовых актов не исключалась возможность замещения лицами, не имеющими среднего специального и (или) высшего образования, должности воспитателя.

Кроме этого, п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, устанавливает, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.


890 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •

Андрей Иванец: осознавать свой гражданский выбор и вклад в развитие страны нужно с юного возраста

С юного возраста ребята должны осознавать свой гражданский выбор и вклад в развитие страны, заявил журналистам Министр образования Андрей Иванец во время республиканского...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 51

Заседание педагогического совета: цели, задачи, структура

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими заведующими встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 6 (150) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 570
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок