Важным фактором улучшения качества деятельности педагогов является работа, организованная заместителем заведующего по основной деятельности, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательного процесса. Мы проанализировали и составили рейтинг эффективных форм методической работы в нашем дошкольном учреждении за период с 2014 по 2020 год.
Изучение всех представленных ниже форм педагогической работы показало, что результат эффективности зависит от активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит, что существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, а это, в свою очередь, обусловлено стремлением к саморазвитию. Однако такое стремление появляется не просто так, а под контролем и при личном участии руководителя учреждения дошкольного образования.
В нашем учреждении используются следующие формы методической работы для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве;
- проблемные семинары;
- семинары-практикумы;
- дни открытых дверей;
- творческие микрогруппы;
- наставничество;
- эстафеты педагогического мастерства;
- педагогические советы;
- повышение квалификации.
2. Инновационные:
- мастер-классы;
- проектная деятельность;
- творческие конкурсы;
- творческая лаборатория;
- издательская деятельность.
Как показали практика и анкетирование педагогов, наиболее эффективной формой работы являются мастер-классы. Они проводятся с целью обучения педагогов. Открытый диалог дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом в процессе занятия, позволяет специалисту получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя дошкольного образования и стать свидетелем педагогического творчества.
Для повышения уровня качества образования и воспитания на базе ГУО «Ясли-сад № 302 г. Минска» в 2018 г. была организована педагогическая лаборатория для педработников групп интегрированного обучения «Мир иначе».
В состав участников лаборатории вошли четыре воспитателя дошкольного образования, осуществляющие персональное сопровождение воспитанников с аутистическим нарушениями, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, а также администрация учреждения.
Было разработано положение о педагогической лаборатории «Мир иначе», составлен план работы лаборатории. Кроме того, проводились мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии. Результатом функционирования педагогической лаборатории является опыт работы, который был представлен на VII республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании» по теме «Организация работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего сопровождение воспитанников с аутистическими нарушениями в учреждении дошкольного образования».
Представленная система работы на городском этапе конкурса получила дипломом I степени. Кроме того, она была отмечена в номинации «Взаимодействие субъектов образования» на республиканском этапе.
Положение о педагогической лаборатории, план работы лаборатории, конспект мастер-класса педагогической лаборатории
Сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, можно решить все вопросы в учреждении, конечно, нельзя. Но основная задача — идти в ногу со временем. Нельзя останавливаться на достигнутом. Наша лаборатория только в начале долгого и увлекательного пути новых достижений, открытий в мире инклюзии!
Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность — это основа системности. Наличие постоянства в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет на практике переходить от традиционных форм работы с кадрами к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании.
И в заключение хочется напомнить об одной истине: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая цель — «оказаться во времени». Задача методической службы учреждения дошкольного образования — создать условия для успешного достижения этой цели.