Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности,
которые недоступны роботам: креативность, воображение,
инициативу, лидерские качества.
Митио Каку
Семинар-практикум «Конструирование предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования» является одной из форм методической работы с заместителями заведующего по основной деятельности учреждений дошкольного образования и направлен на совершенствование их профессиональной деятельности по обеспечению качественного образовательного процесса в учреждении.
Задачи семинара-практикума реализуются посредством организации трех занятий с использованием интерактивных форм взаимодействия участников в рамках методического объединения. Занятия направлены на совершенствование таких профессионально значимых качеств, как умение анализировать и обрабатывать информацию, планировать собственную деятельность и работу всего педагогического коллектива. Конечный результат семинара-практикума предполагает разработку и реализацию проекта по совершенствованию предметно-пространственной среды учреждения каждым участником методического объединения.
Почему такая форма работы актуальна?
Качество образования и его эффективность — наиболее актуальные проблемы современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования играет заместитель заведующего по основной деятельности. Данный специалист должен ответственно и профессионально действовать при решении актуальных образовательных задач.
Достижению лучших результатов в профессиональной деятельности заместителя заведующего по основной деятельности способствуют разнообразные формы методической работы, в частности, организация семинара-практикума.
В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы образовательного процесса, но и то, что особенно ценно для профессионального роста заместителя руководителя учреждения дошкольного образования — практическая реализация. Современные подходы к проведению мероприятий диктуют необходимость широкого применения интерактивных форм обучения, которые помогают создать благоприятную атмосферу для образовательной деятельности аудитории. Кроме того, такой формат обучения способствует активности, самостоятельности, стремлению к сотрудничеству, а также помогает развивать навыки рефлексии собственной педагогической деятельности, что способствует повышению уровня профессионального мастерства.
Структура семинара-практикума
Структура и содержание семинара-практикума зависит от рассматриваемой темы, поставленных задач, профессионального уровня участников. Однако в методической литературе широко представлена следующая универсальная структура проведения данной формы методической работы:
1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.). В рамках этого этапа необходимо выявить проблему, которая и станет темой практикума.
2. Организационный момент — психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний фронтально или в творческих группах. Цель этого этапа — конкретизация проблемы.
3. Теоретическая часть — выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы — ответы» и т. д. На этом этапе происходит теоретическое обоснование обсуждаемого.
4. Практическая работа (фронтально, в группах). Цель этого этапа — распространение педагогического опыта, приобретение новых умений.
5. Подведение итогов мероприятия. В качестве таких итогов могут выступать наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д.), презентации проекта, рекомендации и т. п.
Таким образом, семинар-практикум является эффективной формой приобщения заместителя заведующего по основной деятельности учреждения дошкольного образования к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышает его общепедагогическую культуру.
Задачи семинара-практикума
Основной целью семинара-практикума на тему «Конструирование предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования» является решение профессионально значимых задач в обозначенной области и распространение имеющихся наработок.
Задачи, которые решает данная тема:
- актуализация необходимости конструирования предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования в соответствии с научно-методическими подходами;
- формирование аналитических умений педагогических работников в процессе работы с текстом научного содержания;
- отработка умений по составлению карты диагностики предметно-пространственной среды учреждения (группы) и ее последующего анализа по проектированию предметно-пространственной среды учреждения на диагностической основе;
- совершенствование профессионально-педагогической культуры посредством анализа собственной деятельности и в процессе педагогического общения.
План семинара-практикума «Конструирование предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования»