Главная цель педсовета — объединить усилия коллектива учреждения дошкольного образования для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Педсовет — это постоянно действующий орган самоуправления педагогических работников, возглавляемый заведующим учреждением. С его помощью осуществляется управление развитием учреждения дошкольного образования.
Педсовет осуществляет деятельность в соответствии с Кодексом об образовании (п. 3 ст. 138), Положением о педагогическом совете учреждения дошкольного образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2011 № 65), иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
Он создается во всех учреждениях дошкольного образования, где имеется более трех педагогов. В его состав входят все педагогические работники. Председателем педсовета является руководитель учреждения дошкольного образования, а в случае его отсутствия — заместитель заведующего по основной деятельности либо уполномоченное руководителем лицо.
Деятельность педсовета осуществляется в соответствии с планом работы, который утверждается руководителем не позднее 1 сентября текущего года. Заседания педсовета проводятся 1 раз в квартал, они правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава.
Итогом работы педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы. Решения, принятые в пределах компетенции педагогов и не противоречащие законодательству, являются обязательными.
Функции педсовета
Современный педсовет является полифункциональным. К основным функциям педсовета можно отнести:
- участие в управлении учреждением дошкольного образования;
- обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности учреждения дошкольного образования;
- рассмотрение вопросов повышения квалификации и переподготовки кадров;
- изучение и внедрение в практику эффективного педагогического опыта;
- внедрение в образовательный процесс эффективных современных образовательных технологий;
- проведение работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и развитию их инициативы и творчества.
Виды педсоветов
Педсоветы могут быть:
- установочными или аналитическо-планирующими — проводятся до начала учебного года, в конце августа, и посвящаются анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
Пример повестки установочного педсовета
1. Об избрании секретаря педсовета.
2. Направление, размер и порядок использования привлеченных денежных средств попечительского совета за 2022 г. Готовность учреждения дошкольного образования к работе в 2022/2023 учебном году.
3. Анализ эффективности работы учреждения дошкольного образования в летний оздоровительный период.
4. Особенности планирования образовательного процесса в разных возрастных группах.
5. Организация работы по оказанию образовательных услуг на платной основе в 2022/2023 учебном году.
6. Деятельность специалистов по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, проведению социального расследования и организации работы с детьми, деятельность специалистов по работе с замещающими семьями.
- тематическими с промежуточными итогами — посвящены одной из годовых задач педагогического коллектива;
Пример повестки тематического педсовета
Тема «Формирование у воспитанников социально значимых ценностей, гражданственности и чувства сопричастности семье, родному краю, стране в специально организованной деятельности».
1. Состояние работы по формированию у воспитанников социально значимых ценностей, гражданственности и чувства сопричастности семье, родному краю, стране (результаты тематического контроля).
2. Формирование представлений о белорусском народном орнаменте в изобразительной деятельности воспитанников младшего дошкольного возраста (отчет с презентацией воспитателя второй младшей группы).
3. Приобщение воспитанников 3–4 лет к белорусской языковой культуре средствами народного фольклора (видеоматериалы опыта работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе).
4. Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю в процессе музыкальной деятельности. Итоги смотра-конкурса на лучший этнографический уголок «Беларускі куток».
5. Анализ адаптационного периода.
6. Анализ состояния здоровья, травматизма и физического развития детей дошкольного возраста.
- итоговыми или итогово-организационными — проводятся в конце учебного года, на них подводятся итоги года.
Пример повестки итогового педсовета
1. Анализ выполнения годовых задач учреждения дошкольного образования за 2022/2023 учебный год.
2. Анализ работы по профилактике детского травматизма и предотвращению гибели детей от внешних причин.
3. Анализ работы по подготовке к учебной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
4. Итоги работы групп по дополнительным образовательным услугам на платной основе, их эффективность.
5. Эффективность работы по коррекции речевого развития воспитанников в рамках функционирования ПКПП.
6. Приоритетные направления работы с воспитанниками в период летней оздоровительной кампании.
7. Эффективность работы совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Формы организации педсоветов
Среди форм организации педсоветов можно выделить:
- традиционный (классический) — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним. Проводится на основе доклада с обсуждением (выступлениями).
Данная форма организации педсовета отличается преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания.
Основной доклад состоит из следующих частей:
1) вступление (указывается на актуальность проблемы, определяются цель и пути решения);
2) основная часть (излагаются факты, события, положения в логической и хронологической последовательности);
3) заключение (выводы, рекомендации, резюме);
- педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
- нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Подготовка к такому педсовету осуществляется с написанием сценария, разделением участников на команды и распределением ролей.
Назовем некоторые виды нетрадиционных педсоветов.
- Педсовет — деловая игра. Это обучающая форма, в которой участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенны не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры — мозговая атака. Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Организаторам нужно продумать сценарий, определить роли, задания. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
- Педсовет-конференция. Эта форма объединяет качества и педсовета, и научной конференции. Проводится в виде серии коротких (до 10‒15 мин) докладов. Тематика может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме. Особенность — обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт.
- Педсовет — круглый стол. Для его проведения необходимо определить важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Темы можно заранее дать воспитателям дошкольного образования для подготовки.
- Ситуативный педсовет. Он заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками.
- Педсовет-диспут. Проводится для решения педагогических ситуаций. Для этого подбирается банк сложных педагогических ситуаций по проблеме, которые предлагаются коллективу (адресно, с помощью жеребьевки, с разделением на группы).
- Педсовет — научно-практическая конференция. Его можно провести, объединив усилия нескольких учреждений дошкольного образования. Важно составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта. Решения принимаются как общие для всех учреждений, так и отдельно для каждого учреждения.
- Педсовет — коллективная творческая деятельность. Цель такого педсовета — создать условия для самореализации каждого педагога. Поэтому этот вид опирается на творческую, созидательную деятельность. Бóльшая часть времени отдается игре, занимательности.
Методы активизации работы педагогов на педсовете
Имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей дошкольного образования. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить.
Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему, а педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его.
Имитация рабочего дня воспитателя дошкольного образования. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи. Например, за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей.
Разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей дошкольного образования по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми.
Работа с инструктивными и методическими документами. Воспитателям дошкольного образования заранее предлагают ознакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков.
Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит записи с разговорами детей, подборки детских рисунков, поделок и т. д. Воспитатели дошкольного образования анализируют материал, формируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними.
Интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.
Структура заседания педсовета
Подготовка к заседанию
Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педсовета. В методическом кабинете оформляется выставка, например «Готовимся к педсовету». В подготовке педсовета принимают участие различные службы учреждения дошкольного образования и педагогические работники. Создается инициативная группа, а также издается приказ руководителя о подготовке педсовета.
Заседание и оформление его результатов
Педсовет проводится по следующему алгоритму.
- Сообщается информация о присутствующих и отсутствующих.
- Заслушивается информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком.
- Со вступительным словом выступает председатель совета педагогов (говорит о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива учреждения дошкольного образования и т. д.).
- Обсуждаются вопросы в соответствии с повесткой дня.
- Обсуждается проект решения с соответствующим голосованием.
- С заключительным словом выступает председатель совета педагогов (анализирует проделанную работу).
Во время заседания составляется черновик протокола педсовета (датой протокола является дата проведения заседания). Протокол ведет секретарь педсовета (рекомендуется избирать как минимум на 1 год).
Протоколы — это обязательная отчетная документация, которая хранится в учреждении 10 лет (п. 306 перечня документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и государственной молодежной политики, государственных организаций, подчиненных Министерству образования, с указанием сроков хранения, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 450).
Справочно: если участники педсовета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: «Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается».
В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколе. Число решений зависит от повестки дня. Например, если в повестке четыре пункта, то и решений должно быть не менее четырех. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения.
При принятии решений, требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов «за», «против», «воздержались».
Решения педсовета утверждаются приказом руководителя.
Протокол подписывается председателем, секретарем и членами педсовета. Отсутствовавшие на заседании члены педсовета обязаны ознакомиться с протоколом под роспись с указанием даты ознакомления.
Протоколы заседаний педсоветов относятся к внутренним документам учреждения образования и регистрируются в журнале регистрации протоколов педагогических советов.
При увольнении или переводе руководителя протоколы и материалы к ним передаются вновь назначенному руководителю либо секретарю по акту приема-передачи дел.
Педсовет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
план подготовки к проведению тематического педсовета;
приказ о подготовке педсовета;
пример проекта решения педсовета;
пример приказа об утверждении решений педсовета;
пример протокола заседания педсовета;
алгоритм подготовки педсовета;
сценарий педсовета на тему «Формирование у воспитанников социально значимых ценностей, гражданственности и чувства сопричастности семье, родному краю, стране».