Порядок ведения воинского учета в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Порядок ведения воинского учета в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете

В статье рассмотрены ключевые вопросы организации и ведения воинского учета в учреждениях дошкольного образования, обязанности заведующего и ответственных за ведение воинского учета работников в связи с принятием новой редакции Положения о воинском учете, вступившей в силу с 08.11.2019.

Небеждин Николай

Юрист

5978 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С 08.11.2019 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 742, которое изложило в новой редакции Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее — Положение о воинском учете).

Вначале обозначим общие положения, связанные с ведением воинского учета, а затем рассмотрим основные требования по ведению воинского учета учреждениями дошкольного образования в соответствии с новой редакцией Положения о воинском учете.

Общие требования по ведению воинского учета

Общие требования по ведению воинского учета в учреждениях дошкольного образования определены Законом Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон).

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), — в органах местного управления (далее — органы воинского учета), и, кроме того, в организациях по месту работы (ч. 1 ст. 18 Закона).

Воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные (ч. 1 ст. 11 Закона).

Призывник — это гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку. Приписке к призывным участкам подлежат граждане мужского пола по достижении ими 16-летнего возраста (ч. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 14 Закона).

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований (ч. 10 ст. 1 Закона).

Запас Вооруженных Сил создается из числа граждан, перечисленных в ст. 67 Закона. К ним, в частности, относятся:

  • уволенные с военной службы, службы в резерве в запас Вооруженных Сил;
  • освобожденные от призыва на военную службу, службу в резерве;
  • отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  • не прошедшие военную службу по достижении ими 27-летнего возраста;
  • признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время;
  • прошедшие альтернативную службу.

Граждане, состоящие в запасе и достигшие предельного возраста состояния в запасе или признанные негодными к военной службе с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

Предельным возрастом состояния военно­обязанного в запасе является предельный возраст его состояния в запасе третьего разряда в соответствии со ст. 69 Закона. Согласно данной статье минимальный предельный возраст составляет 50 лет, а максимальный — 65 лет в зависимости от состава запаса. В этой же статье Закона определен предельный возраст для военнообязанных женского пола.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора учреждение дошкольного образования как наниматель обязан потребовать, а гражданин, являющийся призывником или военнообязанным, должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документы воинского учета. При этом призывники обязаны иметь и хранить удостоверение призывника, а военнообязанные — военный билет (ч. 1 ст. 18 Закона). Прием на работу без указанных документов не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК).

Организационные вопросы ведения воинского учета

Каждое учреждение дошкольного образования обязано вести воинский учет лиц мужского пола, принимаемых на основную работу, которые являются призывниками или военнообязанными, т. е. лицами, состоящими на воинском учете, а также военнообязанных женского пола (ч. 1 ст. 9 Закона).

В учреждении дошкольного образования независимо от формы собственности должен быть работник, ответственный за ведение воинского учета. Ответственные за ведение воинского учета назначаются приказом заведующего учреждением дошкольного образования.

Частью 2 п. 74 Положения о воинском учете на руководителя учреждения возложена обязанность обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету. В предыдущей редакции Положение такой обязанности не содержало.

Другие обязанности руководителя учреждения по ведению воинского учета, а также иных ответственных за военно-­учетную работу должностных лиц определены в п. 76 Положения о воинском учете.

К ним относятся:

1. Обязанности при приеме работника на работу (до заключения трудового договора):

  • проверить у призывника удостоверение призывника, а у военнообязанного — военный билет;
  • установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу, на воинском учете в органе воинского учета по месту его жительства;

Это важно
Призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет по месту их жительства.

  • направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в органы воинского учета по месту их жительства;
  • при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, а при обнаружении в этих документах неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в соответствующие органы воинского учета;
  • в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона).

2. Обязанности после приема работника на работу (в процессе трудовой деятельности):

  • при приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета выдать владельцу документа расписку;
  • направлять в месячный срок в органы воинского учета необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять (ч. 1 ст. 9 Закона);
  • заполнять на всех призывников и военно­обязанных личные карточки;
  • обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих в организации. В новой редакции Положение о воинском учете определило, каким образом обеспечивается полнота и достоверность воинского учета. Полнота достигается посредством постановки на учет всех граждан, подлежащих воинскому учету, и внесения в до­кументы воинского учета необходимых данных о таких гражданах. Достоверность обеспечивается посредством внесения в документы воинского учета точных данных о гражданах, состоящих на воинском учете, и своевременного их уточнения в связи с произошедшими изменениями (п. 5 Положения о воинском учете);

Справочно: документы воинского учета по своему назначению подразделяются на: личные документы граждан; документы основного учета; документы справочного характера. Как и раньше, в организациях осуществляется персонально-­первичный воинский учет по личным карточкам, из которых составляется картотека. Формы документов воинского учета, порядок их оформления, хранения и учета устанавливаются Министерством обороны (пп. 8, 74 Положения о воинском учете).

  • вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и др.;
  • в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в органы воинского учета;
  • ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию органов воинского учета;
  • по требованию органов воинского учета оповещать граждан об их вызове в органы воинского учета (ч. 1 ст. 9 Закона);
  • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в органы воинского учета;
  • направлять по запросам органов воинского учета сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации;
  • при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.

3. Обязанности после прекращения трудовых отношений с работником:

  • в месячный срок сообщать сведения об увольнении с работы граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в военные комиссариаты (ч. 1 ст. 9 Закона).

В новой редакции Положения о воинском учете уточнено, что личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными соответствующего органа воинского учета, затем уничтожаются в установленном порядке (п. 77 Положения о воинском учете).

Как и ранее контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на органы воинского учета.

Подробнее вопросы оформления документов воинского учета урегулированы постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 и утвержденной им Инструкцией о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных. В приложениях к последней определен перечень документов воинского учета военнообязанных, а также формы таких документов.  

5978 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Суммированный учет рабочего времени сторожей: памятка для заведующего

Суммированный учет рабочего времени является одним из нестандартных режимов рабочего времени, применяемых в УДО для определенных категорий работников. Об особенностях его...
№ 11 (155) 2024 Семенихина Светлана,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 493

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление «О судебной практике рассмотрения дел, связанных с правом граждан на трудовую пенсию»

24 октября 2024 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное судебной практике рассмотрения дел, связанных с правом граждан на трудо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 65
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок